Год назад в нашей области были введены новые стандарты качества пассажирских перевозок. Но у ульяновцев по-прежнему масса претензий к перевозчикам. Стоит ли во всех грехах винить водителей маршруток? “Молодежка” попыталась рассмотреть этот вопрос с двух сторон.
СОБАКИ В КРЕСЛАХ
Согласно стандартам, водителям маршруток и автобусов запрещено грубить пассажирам, курить в салоне, отставать от расписания, включать громкую музыку и т. д. Но многие водители, как и раньше, курят в салоне, грубят пассажирам, иногда не принимают мелочь. В погоне за прибылью набивают битком маршрутки так, что ехать невозможно, а после 21 часа по-прежнему проблематично уехать из центра на любую окраину города, а особенно за Волгу. Был случай, когда в одной маршрутке собака сидела на пассажирском месте, а водитель молчал, так как за место заплатил ее хозяин.
– В “ГАЗелях” протекают люки на крышах, порой сидим на газовых баллонах, – возмущается Ольга Ситницкая из Засвияжья. – Сидения грязные. Шторки заляпанные. А еще вечные перекуры и телефонные разговоры во время езды. Типа: “Ты где едешь? У тебя сколько пассажиров?”
Нередко маршрутчики нарушают ПДД. К примеру, на перекрестке проспектов Туполева и Созидателей в часы пик выстраивается длинная очередь автомобилей, поворачивающих в сторону новогородской бани. В нарушение всех правил водители маршруток объезжают эту очередь. Аналогичная ситуация на перекрестке улиц Железной дивизии и Минаева. По данным УГИБДД, за последние полгода произошло около 20 ДТП по вине водителей лицензированного пассажирского транспорта.
ВОЗЯТ ДАЖЕ ГОЛЫХ
Но есть и другая сторона медали. В Ульяновске 24 коммерческих перевозчика. На 82 маршрутах работают более 1500 различных автобусов (маршруток). Как ни крути, это самый востребованный в городе общественный транспорт.
– Нас пассажиры во всем винят. Но есть и их вина, – говорит водитель маршрутки Ринат Сафаев. – Есть правила и для пассажиров. Готовить деньги за проезд заранее и отдавать водителю при высадке, посадке или на остановке. А пассажиры постоянно отвлекают водителя. Зато утром, когда все спешат на работу, все готовы ехать абы как, и никого это не возмущает!
Иногда пассажиры садятся в маршрутку грязными и пьяными. Был случай, когда пассажир разлил в салоне краску и убежал. В Засвияжье в маршрутку сел практически голый мужчина и потребовал его везти.
Да и не все водители хамы. Недавно УГИБДД проводило конкурс на самого вежливого водителя. Победителями стали Евгений Карпеев и Андрей Смирнов. Карпеев, например, помогает глухонемым пассажирам, вежлив, всегда ждет на остановке, если кто-то опаздывает.
По мнению водителей (с которыми удалось поговорить), чтобы работать на маршруте, “надо быть железным человеком”. Не каждый выдержит долгого и утомительного сидения за рулем. Рабочий день начинается с пяти утра и может длиться до ночи. Небольшой перерыв лишь около одиннадцати часов дня, когда мало пассажиров.
– Если водитель выбивается из графика из-за светофоров или пробок, то он подведет и себя, и коллег, – говорит Ринат Сафаев. – В голове один вопрос: “Будет ли сегодня план?”
Кстати, за один день водитель должен заработать (на микроавтобусах) не менее пяти тысяч рублей плюс набрать денег на бензин.
АВТОБУСЫ НЕ ПРИЖИВУТСЯ
В отделе пассажирских перевозок ульяновской городской администрации “MГ” заверили, что новые стандарты действуют в рамках договорных обязательств с коммерсантами. В этом году чиновники подготовили уже 24 претензии. Большинство из них касается экипировки маршруток и плохого поведения водителей. За это предусмотрены штрафные санкции.
Недавно губернатор вновь поднимал проблему качества пассажирских автоперевозок. Сергей Морозов заявил, что если и дальше будут нарушения со стороны частников, то власти закупят автобусы большой вместимости.
– Согласен, “ГАЗели” себя изжили, – говорит водитель Александр Лавров. – А вот “Форды”, “Пежо”, “Ивега” – автомобили удобные. Они более комфортные. Да и многие ульяновцы предпочитают ездить именно на маршрутках. Обратите внимание, “30-е” автобусы ходят полупустыми, а у нас всегда есть пассажиры, хотя и проезд дороже.
Некоторые маршрутчики считают, что муниципальные автобусы им не конкуренты. Несколько лет назад власти закупили около 20 желтых “Богданов”, которые возили пассажиров по заволжским маршрутам. И вдруг они пропали. Поползли слухи, что машины поломались, мол, техника плохая.
А вот в ПАТП нам заявили, что из 20 “Богданов” лишь два находятся на ремонте. Остальные все на бегу. Просто их перебросили на пригородные маршруты. Хотя сами водители “Богданов” утверждают, что перебросили специально, так как там меньше работы, соответственно, техника реже ломается…
Арсений КОРОЛЕВ