Мы как-то давно свыклись с мыслью о том, что сфера ЖКХ – это обязательно «проблемы». Причем те проблемы, решение которых почти всегда связано с нервами, хождением по различным инстанциям, бесконечными поисками «правды и справедливости». Это те самые сложности и трудности, которые, скорее, разъединяют людей, живущих в одном районе или доме, чем сближают и сплачивают. В этой статье мы расскажем совсем о другой ситуации – о доме, где «коммуналка» не в тягость.
Неравнодушные люди
Первое, что бросается в глаза, когда заходишь во двор ул. Кузоватовской, 45, – яркие цветники и мягкие игрушки, со вкусом расставленные то тут, то там. Львы, зайцы, лебеди и медведи «заселили» один из уголков двора; неподалеку от четвертого подъезда расположились деревянный колодец с небольшим ведерком и печка Емели. Там же создана целая веранда с навесом из настоящей виноградной лозы.
Перед каждой подъездной лавочкой стоит урна с мешком для мусора. Кругом – настоящая чистота, за которой внимательно следит местный житель, он же дворник здешнего жилищного кооператива,
– Виктор БАТИН.
Вместе с ним и председателем ЖСК «Венера» Верой ФЛЕГОНТОВОЙ мы спускаемся в подвал 45-го дома. Именно там – по соседству с фотовыставкой цветников – находится офис кооператива.
– Дом у нас действительно не совсем обычный: не так часто можно встретить такое количество по-настоящему неравнодушных людей, проживающих в одном месте. Игрушки во дворе начал ставить наш дворник Виктор Михайлович – просто по своей инициативе. Год назад за 45-м домом даже розы росли, но тепловики что-то стали раскапывать, менять, и сейчас там просто посажен газон, – рассказывает председатель.
В стороне никто не останется
Вера Андреевна руководит ЖСК всего лишь год – ее пригласили «со стороны» (то есть проживает она по-другому адресу) сами собственники.
– У дома в тот момент были долги – более чем 400 тысяч рублей. Долг связан с деятельностью прежнего руководства ЖСК, но речь сейчас не об этом: главное, что нам быстро удалось их ликвидировать. Далее мы буквально за год поменяли канализационные трубы, отремонтировали межпанельные швы, покрасили цоколь и забор вокруг дома, купили сварочный аппарат, компрессор, насос и многое другое, – перечисляет ФЛЕГОНТОВА.
Под «мы» в ее фразе имеется в виду не только и не столько штатные работники ЖСК (всего пять человек: председатель, бухгалтер, сантехник, дворник и паспортист), но, прежде всего, жители дома.
– Вот, к примеру, как мы меняли канализационные трубы: наняли организацию, чтобы раскопать траншею до канализации. Затем наш сантехник, и жители, которые компетентны в этом вопросе, провели все подготовительные работы (вплоть до создания так называемой «песчаной подушки»), после собрали и уложили трубы, все подключили – с соблюдением всех требований и технологии. Затем засыпали песком и землей. Все, кто мог нам помочь из собственников, в этом принимали самое непосредственное участие, в стороне никто не остается, – продолжает рассказывать наша собеседница.
Приблизительно так же произошло, когда возникла необходимость устранить постоянные лужи, образующиеся на асфальте перед подъездами в дождливую погоду. Жители своими силами сделали ливневые каналы к канализационным люкам – и в результате лужи исчезли.
– Конечно, мы нанимаем и подрядные организации, если в этом есть необходимость. Например, летом привлекали специальную организацию для качественного ремонта швов. Но если, например, мы сами можем провести промывку и опрессовку дома, то, конечно, делаем это самостоятельно. Жители никогда не отказывают нам в помощи – начиная от участия в субботнике и заканчивая сварочными работами (у нас есть свой сварочный аппарат, а в доме проживает профессиональный сварщик). В свою очередь правление ЖСК всегда идет навстречу их инициативам, тем более что это правление, в основном, и состоит из самих собственников, – уверяет председатель.
Жизнь без МОП и ОДН
– Стоит рассказать вам и о том, как мы организовали систему расчетов за ЖКУ, – продолжает свое повествование Вера Андреевна. – Я подробно информирую всех 194 жителей о наших доходах и расходах. В начале месяца каждый из собственников получает расчетный лист, где представлена подробная информация о тарифах, стоимости и объеме потребленных ресурсов. До 20-го числа им нужно рассчитаться за потребленные услуги предыдущего месяца. 45-й дом полностью оприборен – и общедомовыми, и индивидуальными счетчиками. Жители платят только за потребленные ресурсы, все остальное – в том числе за электричество МОП и так называемые «общедомовые нужды» – мы компенсируем из строки «Содержание и ремонт».
Кстати, за «Содержание и ремонт» собственники 45-го дома платят в настоящий момент 11 рублей 60 копеек с квадратного метра (всего 55807 рублей в месяц). Именно из этой суммы ЖСК умудряется оплачивать ежемесячно следующее: полторы тысячи – за обслуживание счета в банке, около 10 тысяч – за утилизацию и вывоз ТБО, еще 10,5 тысячи – налоги на зарплату штатных сотрудников ЖСК. Оставшаяся сумма включает зарплату работников кооператива, упомянутые ОДН и «электричество МОП» и плюс к этому – остается еще 8300 рублей «на развитие дома»!
– Конечно, приходится экономить, но, в принципе, нам хватает. Мы живем по принципу: получил услуги – заплати. Особых денежных резервов у нас нет, именно поэтому мы ведем активную работу с должниками. Уже к концу месяца мы имеем сведения о начислениях на банковский счет дома и начинаем «беспокоить» тех, кто по какой-то причине вовремя не успел заплатить за ЖКУ. Кроме того, мы постоянно контролируем сведения, полученные от ресурсников, и показания наших общедомовых приборов учета. Результатом этой работы является тот факт, что у нас отсутствует какие-либо внешние долги, – отмечает руководитель ЖСК «Венера».
Подъезд как подарок
В нашу беседу включается одна из «старожилов» 45-го дома – Маргарита СТАТЕНИНА. Она живет здесь фактически с постройки дома, которому, надо сказать, в 2013 году исполнилось уже сорок три года. Около семи лет назад именно Маргарита Ивановна первая начала сажать цветы возле своего подъезда. За ней потянулись остальные жители.
– Активных «цветоводов» у нас больше десяти человек. Мы, кстати, часто занимали различные призовые места за лучший двор в областных и городских конкурсах. Затем захотелось немного украсить и подъезды. Вы не были в 4-м подъезде? Пойдемте, я вам покажу!
– мы идем вслед за СТАТЕНИНОЙ и по дороге узнаем, что два года назад 45-й дом завоевал первое место в областном конкурсе на лучший подъезд. На призовые 50 тысяч рублей жители установили пластиковые окна в 4-м подъезде.
– У меня был юбилей – 65 лет, а внуку было тогда 12: вот он в подарок нарисовал мне эту картину – с помощью мамы, конечно, – мой «гид» указывает на стену, на которой изображены забавные муравьи. Вообще, весь 4-й подъезд – это одно большое произведение искусства. Ромашковые поля, сказочные ежики, медведи на стенах и почтовых ящиках, две лохматые собаки-игрушки, примостившиеся на батарее – все это создает эффект уютного домашнего пространства.
Жить в таком подъезде действительно хочется: стоит выйти из квартиры – и хорошее настроение появляется само собой.
Планы и проблемы
По словам Веры ФЛЕГОНТОВОЙ, в планах у ЖСК – замена окон во всех подъездах, покраска балконов и много чего еще.
– Мы вместе с жителями четырех соседних домов очень хотели бы организовать хоккейный корт для наших детей – благо, место во дворе имеется. Все остальное мы сделаем сами, а вот корт для детей – тут надо, наверное, обратиться к власть имущим! – вздыхает руководитель ЖСК.
Есть еще одна пока неразрешимая проблема: разбитая дорога перед подъездами. Жители собрались, было, отремонтировать ее сами, но в организации, которая этим занимается, ответили, что ради такого малого объема они формировать заявку на асфальтовое покрытие не будут.
Думается, что активность и инициативность обитателей 45-го дома действительно нуждается в поощрении и поддержке. Тех, кто может поспособствовать в решении этих вопросов, очень просим откликнуться!
Евгений Нувитов