Прогнозы темпа роста российской экономики на 2013 год понижены до 1,8 процентов с 2,3. В связи с появлением негативных тенденций в экономике разработан план по повышению темпов роста экономики Ульяновской области. Он состоит из 26 основополагающих мер, которые направлены на развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной активности и делового климата, развитие реального сектора экономика и повышение уровня жизни населения.
В частности, предусматриваются такие меры, как разработка и реализация закона «О развитии государственно-частного партнёрства», который станет законодательной основой для новых каналов финансирования инвестиционных, инновационных проектов.
Другая мера – разработка нормативно-правого акта, закрепляющего проведение процедуры оценки регулирующего воздействия решений, принимаемых Минэкономики. Документ должен определить уровень защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
В связи с надвигающимся экономическим кризисом, министр экономики и планирования Ульяновской области Олег Асмус предложил воссоздать антикризисный штаб. В настоящее время уже проанализированы антикризисные меры, которые предпринимались в 2008 году и позволили снизить негативные воздействия мирового финансового кризиса в то время. В правительстве посчитали целесообразным восстановить и применить некоторые из них, в частности:
– в связи с замораживанием тарифов за жилищно-коммунальные услуги, бизнес должен наложить определённый мораторий на повышение арендной платы;
– изменить налоговые льготы по региональным и местным налогам, по которыми получен отрицательный результат оценки бюджетной эффективности;
– разработать ведомственные целевые программы энергосбережения госучреждений, подведомственных соцзащите, министерству здравоохранения, департаменту культуры и архивного дела и др.;
– сократить неэффективные расходы по всей социальной сфере. Так, в прошлом году общий объём неэффективных расходов только в сферах здравоохранения и образования увеличился на 20 процентов и составил два миллиарда рублей. Наибольший рост неэффективных расходов наблюдается в здравоохранении – 123 процента, или 258 миллионов рублей. В сфере образования объём неэффективных расходов составил один миллиард 400 миллионов рублей. Что касается образования, то, по словам Асмуса, объём неэффективных расходов определяется по таким показателям как наполняемость классов в городской и сельской местностях и соотношению педагогического и непедагогического персонала. Так, в настоящее время на 8 417 учителей приходится 9 193 человек прочего персонала со средней зарплатой свыше десяти тысяч рублей. Согласно методике, утверждённой правительством РФ, численность прочего персонала является оптимальной, если составляет 53 процента от численности педагогического персонала. Сейчас этот показатель составляет 103 процента. Исходя из этих параметров, объём неэффективных расходов составляет 882 миллиона рублей. Оценивая среднюю наполняемость в сельской местности, которая составляет 9,9 человек, а норматив – 14 человек, объём неэффективных расходов составил 200 миллионов рублей. В городской местности неэффективные расходы отсутствуют;
– на остаток текущего года и 2014 год при формировании областного бюджета предусмотреть 5-процентное сокращение объёма средств, направляемых на закупки для государственных и муниципальных нужд. Эта мера позволит высвободить около 586 миллионов рублей. По итогам восьми месяцев текущего года размер экономии уже составил 755 миллионов рублей. Такая мера уже вводилась в 2008 -2009 годах;
– государственному и муниципальному заказчику предлагается оплачивать контракты после выполнения работ, без аванса;
– размещать госзаказы сроком на три года;
– для госзаказчиков со следующего года рекомендовано прилагать пояснительные записки к закупкам;
– запретить заказчикам самостоятельно распределять высвободившуюся экономию по результатам торгов;
– при заключении контрактов с единственным поставщиком при признании торгов несостоявшимися в обязательном порядке предлагать снизить первоначальную цену контракта минимум на 5 процентов;
– в следующем году при формировании бюджета не предусматривать расходы на приобретение мебели и канцелярских товаров;
– укрупнить подведомственные учреждения, относящиеся к одному ГРБС. Это позволит сократить расходы на содержание аппарата, коммунальные услуги, бухгалтерию и так далее;
– передать часть функций органов власти на аутсорсинг.
Также Асмус предложил несколько спорных, по его мнению, мер: изменить политику в части продажи алкоголя и провести оценку регулирующего воздействиях всех нормативно-правовых актов с точки зрения их влияния на экономику и социальную сферу.
По мнению заместителя председателя правительства – министра сельского хозяйства Ульяновской области Александра Чепухина, надо жёстче подойти к сокращению расходов на содержание госаппарата. В частности, Чепухин предложил сократить штаты сельских поселений. «Там миллионы рублей, которые могут остаться в бюджете. Ситуация на самом деле тяжёлая. Товарооборот падает, платёжеспособность падает. Кроме того, нам нужно замкнуть финансовые потоки внутри региона. Это такие проекты как «Знак качества», «Покупай ульяновское» и другие. Необходимо продвигать региональный продукт», – уверен Чепухин.
Идею по сокращению штатов в сельских поселениях поддержал глава региона Сергей Морозов. «Никуда не годится, когда на уровне поселений даже на зарплату нет налогооблагаемой базы. Необходимо передать полномочия и ликвидировать этот уровень власти как власть. Но эту идею не поддержал Медведев. Тогда нужно сократить чиновничий аппарат, оставив как минимум главу поселения. А все полномочия, которые там есть, передать на уровень районов. И тогда тех денег, которые он будет собирать, хватит на него, его секретаря и сторожа. А высвобождаемые средства мы могли бы направить на благоустройство, освещение, ремонт дорог и прочее. В село годами ничего не вкладывается», – отметил Морозов.
Ольга Турковская