Андрей АЛЕКСАНДРОВ
Как сделать так, чтобы школьники мечтали не только о профессии юриста или экономиста, но и шли в рабочие? Этот вопрос стал главным на специальном круглом столе, состоявшемся в Ульяновском конструкторском бюро приборостроения.
О развитии инновационных форм профориентационной работы в образовательных организациях области спорили губернатор Сергей Морозов, замминистра образования Наталья Семенова, директора школ и колледжей, представители таких предприятий, как «Авиастар-СП», «Утес».
Из доклада Натальи Семеновой следует, что в 2013/2014 учебном году в регионе продолжается и совершенствуется работа по профильному обучению и профессиональной ориентации школьников. Проще говоря, будущим выпускникам пытаются рассказать о существующих у нас предприятиях, чтобы привлечь к ним внимание ребят. Способы – дни открытых дверей, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах. Причем охватываются учащиеся начиная с первого класса. По данным минобразования и науки региона, за последние два года 69 предприятий выступили социальными партнерами школ, приглашали мальчишек и девчонок к себе на производство для экскурсий и даже трудоустраивали старшеклассников на летнее время. А в сентябре 2013 года было заключено еще 207 договоров о подобном сотрудничестве.
На круглом столе затронули также и тему шефства, существовавшего во времена СССР. Оказалось, в области сохранены институты шефства предприятиями и организациями над учреждениями образования. Например, в Карсуне активно сотрудничают со школами некоторые крестьянско-фермерские хозяйства, Сосновский костно-туберкулезный санаторий, подразделение «Ульяновскэнерго» и другие. В Ульяновске управление образования администрации города и «Авиастар-СП» заключили договоры о социальном партнерстве с 28 школами. Не отстают Димитровград, Новоульяновск, Новоспасский, Ульяновский и Вешкаймский районы.
Одна из инновационных методик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена – так называемая дуальная система профессионального образования, широко распространенная, к примеру, в Германии. Ее используют Ульяновский техникум приборостроения и завод «Утес». Идея системы в следующем: подготовка кадров идет строго по заказу предприятия, образовательные программы согласуются с работодателем, а в мастерских и цехах завода проводится учебная практика, руководят которой самые высококвалифицированные специалисты предприятия.