На сцене Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова с успехом идет спектакль «Женитьба» по одноименной пьесе Николая Гоголя, добавившийся в репертуар относительно недавно, в конце прошлого сезона. Коллектив остался верен себе, снова обратившись к нетленной русской классике. А осуществил постановку заслуженный деятель искусств РФ и лауреат Государственной премии Республики Марий Эл Василий Пектеев. Сатира Гоголя, которой классик рисует фарсовый сюжет и выразительные комические портреты женихов, «искателей счастья», и самой невесты, становится еще более остра и гротескна в «живом» пространстве театральной сцены. Вместе с драматургом и создателями спектакля от души смеются над вечными пороками и обывательской пошлостью и ульяновские зрители…
– Приглашение на постановку в ульяновский театр было для меня неожиданным и приятным одновременно, – рассказывает Василий Александрович Пектеев. – Я давно слышал про ваш коллектив. В 2007 году, работая на «Мосфильме» у Андрея Эшпая, много ездил по городам в поисках актера для фильма «Иван Грозный». Именно тогда я и посмотрел вашу премьеру «Правда – хорошо, а счастье лучше» с Борисом Александровым. Спектакль произвел на меня очень сильное впечатление. Здесь вообще замечательная труппа. В театральной среде молва о ней и эпохе Копылова всегда была самая лучшая. С таким настроем я сюда и приехал, и не ошибся в своих ожиданиях.
– Как возникла идея поставить «Женитьбу» Гоголя?
– Это одна из моих любимых пьес еще со студенческих лет…
– И много лет назад Вы уже ставили ее в Марий Эл на сцене национального театра…
– До того, еще в студенческие годы, будучи в Ленинграде, я видел знаменитый спектакль Анатолия Васильевича Эфроса. Долгое время находился под огромным впечатлением от его работы. До той степени, что уже после окончания института, когда стал работать в театре Йошкар-Олы, несколько раз брался за постановку «Женитьбы», однако постоянно ее откладывал. Только спустя годы понял, что могу ее поставить и, наконец, быть свободным в собственном решении…
Пьеса же удивительная! Она про нас, россиян. В ней люди постоянно живут в каких-то мечтах и фантазиях, как дети. Когда надо что-то сделать, робеют и задаются вопросом: «А надо ли?». Причем герои уже далеко не молоды. Не случайно 30 лет назад моя постановка в родной республике называлась «Ярмаркаженихов». Но то был совершенно другой спектакль -скорее, о человеческой наивности, детскости, неумении построить судьбу. Теперь я прочитываю Гоголя немного иначе. Когда Подколесин и Агафья, преодолев страх, который ими владел, вдруг почувствовали симпатию друг к другу, и счастье могло состояться, внутренний «черт» все равно развел их.
– О каком страхе Вы говорите?
– Внутренний страх имеет разные лица. Не зря Чехов говорил: «Я по капле выдавливаю из себя раба». Именно для рабской психологии характерно бояться поступить неправильно, совершить ошибку. Разумеется, такой человек неспособен сделать доброе дело или почувствовать себя счастливым. И вот здесь Гоголь, называя свою историю «совершенно невероятным событием», с помощью анекдотической ситуации раскрывает нашу сущность: главная беда живущих в России людей состоит в том, что мы не можем освободиться от наших страхов перед будущим. А то, что проделывает с Подколесиным и Агафьей Кочкарев, – ни что иное, как манипуляция. С помощью лжи и внушения он снимает у них внутренний испуг перед реальной жизнью, и только тогда открывается их душа. Вот Подколесин и Агафья взялись за руки, поцеловались, и он сразу взлетает на седьмое небо: «Если бы я был государем, сделал бы так, чтобы у меня не было ни одного неженатого!» И сразу задумывается с опаской: «Но ведь потом ничего нельзя будет поменять…» Хотя «Женитьба» – комедия на грани фарса, она очень современна. С нашими страхами мы удивительно внушаемы, и, фактически, не управляем своей судьбой – счастье и несчастье зависят уже не от нас… Эта линия проведена актерами точно и заставляет зрителей задуматься.