На прошлой неделе в педуниверситете состоялось «негромкое» мероприятие, которое, впрочем, должно оказать достаточно серьезное влияние на жизнь многих ульяновских педагогов и учащихся. В УлГПУ встретились представители регионального Правительства, учителя и преподаватели образовательных учреждений – в том числе тех, что вошли в список пятисот лучших школ России.
– Здесь за «круглым столом» собрались люди, которые в нашем регионе задают своеобразный «тон» всему педагогическому процессу, это учителя с большим опытом и знаниями. Мы хотели бы обсудить с вами те проблемы и задачи, которые были озвучены на недавнем образовательном форуме, – пояснила областной министр образования Екатерина Уба.
Однако почти за три часа беседы участники «круглого стола» смогли в деталях рассмотреть фактически только один вопрос – связанный с воспитательными инновациями. При этом речь шла о воспитании не только учеников, но и самих учителей.
Школьная атмосфера
– Я не раз размышлял над судьбой тех моих друзей-студентов, которые пошли в школу, но в итоге вынуждены были оставить профес-
сию педагога. Нередко это происходило из-за того, что в школе не была создана интересная, творческая атмосфера для работы, не был сформирован соответствующий стиль общения между людьми, – отметил доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сергей Поляков.
В связи с этим, по его мнению, в сфере воспитания нужно более четко разграничить: кто чем занимается.
– Мы часто говорим: цель воспитания – развитие личности. На мой взгляд, это верно прежде всего на уровне конкретного педагога. На уровне же учреждения основная цель воспитательного процесса иная – сформировать соответствующий «уклад», атмосферу, уровень взаимоотношений между людьми. Мне кажется, если мы будем различать это в нашей деятельности, то более понятными будут сами критерии успешности работы школ, – сказал профессор.
Тему школьной «атмосферы» продолжил известный ульяновский педагог, народный учитель РФ Юрий Латышев.
– Приведу только один пример: в 60-е у учеников было какое-то настоящее «поветрие» – все поголовно увлекались аквариумными рыбками. На перемене на меня смотрели, как на шкаф, потому что я в этом совсем не разбирался. В результате я был вынужден заняться рыбками: прочитал литературу, создал у себя дома целый аквариумный комплекс. И со мной стали советоваться. Раз я нужен вне урока – значит будет интерес и к тому, что я рассказываю на уроке. Хороший учитель не может быть только предметником, именно его увлеченность, широта интересов, масштаб его личности и создают основу для той самой «атмосферы», – уверен Латышев.
Кому доверять?
Большое внимание на «круглом столе» было уделено проблеме мотивации педагогов и учеников. Многие из выступающих, например, говорили о том, что только увеличением зарплаты нельзя добиться общего повышения качества и успешности педагогического процесса.
– В советское время активно использовалось не материальное, а символическое стимулирование. К примеру, школы подразделялись на те, что находятся «на доверии», и – на все остальные. Соответственно, школы «на доверии» гораздо реже проверялись, с них меньше требовалось отчетности. Иными словами, создавалось желание попасть в категорию «доверенных», стимулировался дух соревновательности, – напомнил Сергей Поляков.
Собравшиеся встретили эту идею с одобрением, однако тут же был поставлен вопрос о критериях «доверия». Так, замминистра образования региона Оксана Лиллепео указала на то, что исключительно количественными критериями здесь пользоваться нельзя (имеется в виду, сколько человек сдали ЕГЭ «на отлично», количество выпускников, сколько медалистов и т.п.).
– Данные критерии несколько формальны, и «на доверии» могут оказаться те образовательные учреждения, в которых на самом деле не создана упомянутая атмосфера, – заметила Лиллепео.
Как заинтересовать учителей иучеников
Тему «мотивации» продолжила министр Екатерина Уба, которая задала вопрос о смысле денежного стимулирования учеников.
– У нас, по статистике, сколько было отличников и «хорошистов», столько примерно и остается. Возникает закономерный вопрос о так называемой ежемесячной денежной стипендии отличникам учебы: нужна ли она вообще? Кроме того, тревожит то, что «платить» за хорошие оценки стало обычной практикой и среди родителей, – обозначила проблему руководитель Министерства.
В ответ участники обсуждения напомнили о положительном опыте советской школы, в которой активно применялись различные символические поощрения. По их наблюдениям, дети очень хорошо реагируют на это и сейчас: ведь дело в самом поощрении, а не в той форме, в которой оно выражено.
Что касается самих педагогов, то, помимо вполне понятного повышения зарплаты, стимулировать их к работе возможно благодаря «созданию новых возможностей».
– Допустим, кто-то из учителей ведет театральный кружок: приобретение для данного кружка какого-то нового оборудования, костюмов, материалов нередко мотивирует к творческой работе не меньше, чем увеличение заработной платы, – поделился своей точкой зрения профессор Поляков.
На чем стояли и стоять будем
Еще одна важная тема, которую обсудили участники встречи, – проблема базовых ценностей в сфере воспитания.
– Недавно был проведен опрос студентов одного из ульяновских вузов. На вопрос о том, считают ли они свою семью примером для подражания, более половины из них ответили, что нет. 30 процентов заявили, что хотят вообще уехать из России. Все это свидетельствует о сложностях именно в воспитательной сфере: мы перестали заботиться о формировании базовых ценностей у детей, – отметила зампредседателя Правительства региона Тамара Девяткина.
В итоге обсуждения собравшиеся предложили такой список ценностей, которые должны быть общими для всех школ области: патриотизм, конкурентность, общность (коллективность, солидарность) и здоровый образ жизни. Каждое учебное заведение само вправе решить, чем дополнить этот список – в соответствии со своим выбором.
В заключение встречи педагоги подискутировали о проблеме «политинформированности» школьников. Было рекомендовано выделить определенное время в школьных занятиях на сообщение учащимся информации о достижениях и успехах региона.
Сергей Соболев