«Сплошной формализм» – такими словами губернатор Ульяновской области Сергей МОРОЗОВ оценил работу чиновников над месячником по ликвидации задолженности граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
– Текст распоряжения переписали с прошлого года, да и только, а где реальная работа?! – возмутился глава региона. – Кто-нибудь из чиновников выезжал в районы, на места, с конкретными проблемами разбирались? Нет…
Мероприятие проводится в целях повышения эффективности работы по предупреждению и ликвидации долгов за ЖКУ и обеспечения бесперебойной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Месячник по ликвидации задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги продлится в области и городе Ульяновске до 31 октября. Руководителям организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, поручено оповестить граждан о задолженности за ЖКУ с сообщением суммы, своевременно доставить населению платежные квитанции, заключить соглашения о реструктуризации долга между жильцами с УК и поставщиками коммунальных услуг. Иными словами, вся основная работа в рамках данного месячника ляжет на управляющие компании.
– Запланированы отключения квартир злостных неплательщиков от электричества, горячего водоснабжения и газа, – отметил председатель Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска Владислав ИГОНИН. – Также гражданам будет предлагаться заключать добровольные соглашения о погашении долга с рассрочкой и реструктуризацией.
В рамках месячника состоятся совместные рейды судебных приставов, представителей социальных служб и УМВД России по Ульяновской области. В отдельных случаях будет рассматриваться возможность прекращения предоставления должникам коммунальных услуг, а также оформляться заявления в суд на взыскание задолженности по оплате ЖКУ. Планируется, что граждане, имеющие задолженность, на
добровольной основе будут привлекаться к выполнению общественных работ по уборке и благоустройству придомовых территорий. Министерству труда и социального развития Ульяновской области поручено провести проверки своевременности оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, получающими субсидии. При необходимости выплата субсидий будет приостановлена до погашения долгов.
Помимо «кнута», среди предполагаемых мер борьбы с должниками есть и один «пряник». Согласно постановлению Главы администрации Ульяновска Сергея ПАНЧИНА, управляющим компаниям города поручено приостановить взыскание пеней в случае погашения долга до 31 октября.
Формализм или нет, но что реально можно сделать с должником по оплате за услуги ЖКХ?
Сумма долга населения Ульяновска по оплате коммунальных услуг давно перевалила за миллиард рублей. Это плохо. При этом, правда, непонятно, откуда берутся миллиардные прибыли энергетиков, если потребители им столько не доплачивают?! Некоторые эксперты уверены, что никаких долгов на самом деле вообще не существует, так как монополисты закладывают в тариф и долги прошлых лет, и возможные потери будущих. То есть мы уже давно расплатились с энергетиками и ничего им не должны… Ну, не все, конечно, а те, кто платит. Иными словами, законопослушные граждане вынуждены платить за тех, кто этого просто не хочет делать и, по сути, паразитирует на остальных. Однако размер долга вырос настолько и продолжает увеличиваться с такой скоростью, что, применив биологическую аналогию, «паразит» скоро может полностью задушить своего «хозяина». Проще говоря, если так дальше будет продолжаться, в ЖКХ нас ждет полный крах. Основная работа с должниками ложится на плечи сотрудников УК, которые им звонят, пишут письма, приходят лично и так далее. Заставить законными способами платить человека, который этого не хочет, а хочет, например, только пить да гулять – задача не из легких.
Директор «ДК Железнодорожного района» Николай ГУРЬЯНОВ так эмоционально и ярко рассказал об этом на совещании в администрации города, что мы приводим его речь практически без купюр:
– У нас в компании для работы с должниками создан специальный отдел, в котором есть юристы, инспекторы и специалисты по работе со старшими по домам. Я вам хочу доложить о том, какая работа нами проводится и, самое главное, какие же ее результаты и в чем проблемы.
Регулярно производится ограничение подачи коммунальных услуг. Ежемесячно отключаем от электроснабжения 45-60 квартир! Также приостанавливаем подачу горячей воды, хотя и реже, так как для этого требуется доступ в квартиру, в отличие от электричества, которое можно отключить через щиток в подъезде.
От газа отключили пока всего одну квартиру. Тут проблема связана с тем, что это технологически сложный процесс, там нужна сварка, машина, бригада. Выполнять данную работу могут только специализированные организации, имеющие лицензию. И в данном случае они – монополисты у нас в городе. Я сам лично несколько раз выезжал к ним на переговоры, проводили совещания, но пока чаще выделять нам людей на работу с должниками газовики отказываются из-за нехватки собственных кадров.
Еще одна сложность при отключении газа в том, что, вот, приезжаем в дом, а неплательщики зачастую небедные люди, и там такой евроремонт сделан шикарный, что до трубы даже добраться невозможно.
С этого месяца попытаемся ограничить услугу по водоотведению. Опыт других УК показал, что перекрытие канализационной трубы очень действенный способ оказать влияние на должников. Раньше у нас не было такой практики, но с октября попробуем.
Заключено 156 соглашений (без пеней) на реструктуризацию задолженности по оплате коммунальных услуг, всего на сумму 7,5 миллиона рублей. Это только в 2013 году.
Произведено 194 дозвона по телефону – только за сентябрь 2013 года.
Запросили списки работников муниципальных и государственных предприятий на предмет выверки среди них должников. Но многие руководители прикрываются законом ФЗ-152 «О персональных данных» и данные списки нам не предоставляют. Поэтому когда администрация города объявляет месячник по ликвидации задолженности граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, хотелось бы, чтобы люди понимали, что это не только для управляющих компаний, а для всех, в том числе и для руководителей предприятий и организаций муниципалитета. Но даже если не хотят давать списки своих работников нам, мы готовы предоставить списки должников им, чтобы они с ними поработали сами на своих предприятиях. Вот если бы была проведена данная работа, я вас уверяю, десятки миллионов рублей единовременно поступили бы в счет уплаты долгов.
Схема работы выстроена таким образом, что ежеквартально мы бываем у каждого должника. Только за этот 2013 год мы выявили квартирантов в 275 квартирах и направили в налоговую службу. А ведь это налоговый потенциал. Но что там происходит с теми арендаторами, как продвигается дальше работа – неизвестно. Поначалу налоговики вообще отказывались у нас даже брать эти сведения. Сейчас они принимают бумаги, но обратной связи от них (сколько и с кого они взыскали) мы не имеем.
Самый действенный способ борьбы с неплательщиками – это активы домов. К сожалению, их не так много, по нашей компании – 53 дома, наиболее активные. Это люди, которые с нами ходят по квартирам должников в составе общей комиссии. И, как правило, результат от таких совместных рейдов положительный. Один только пример, ул. Кирова, 32 – там очень активный совет дома во главе с председателем. Буквально за этот год у них на доме было 200 тысяч рублей долга, а осталось 68. И там – всего одна квартира с неплательщиками.
Но это активы, однако нельзя про все советы домов сказать то же самое. Многие старшие по дому отказываются разбираться с должниками, не хотят ссориться с соседями и так далее.
Кроме квартирантов, мы также в ходе рейдов выявляем незанятые жилплощади. В 2013 году выявили 9 таких пустых квартир, где собственники либо умерли, либо где никто не прописан. Но ведь там также копятся долги. За сентябрь совместно с администрацией района и активами домов мы провели пять рейдов по выявлению фактического проживания граждан в своих квартирах. Материалы о нарушениях мы направляем в полицию. Однако в ответ получаем лишь официальные отписки, что «это не их дело».
Отдельная тема разговора – низкая эффективность судов и судебных приставов. Нам часто говорят, мол, боритесь с должниками через суд. Подаем в суд, просуживаем, дальше уходит предписание судебным приставам, и, наконец, через год-полтора они нам пишут такие письма, что «пьют, не работают, описать нечего, делайте с ними, что хотите!». Ну, как тут еще оценивать работу судебных приставов, которые сами в собственном бессилии расписываются?! Пишут нам, мол, забирайте должников обратно, мы с ними ничего сделать не можем! Мы взяли… Чтобы не быть голословным, приведу конкретный адрес, сходите проверьте – Локомотивная, 154, квартира 3 – 200 тысяч рублей долга. Никто ничего не мог сделать! Подключили комитет по семье, социальную службу, собрали их там. Что вы думаете?! По 1-15 тысяч рублей долг стал таять, и там появился результат.
Для работы с судебными приставами мы даже ввели в штат отдельного юриста. Но это же ведь не дело! Почему мы должны постоянно кого-то там подталкивать, заставлять выполнять свои служебные обязанности?! Есть службы, которые получают государственное финансирование, и они сами должны выполнять свою работу.
Для иллюстрации – несколько цифр по судам. Подано 34 иска за сентябрь, почти на три миллиона рублей. Всего в 2013 году подано 162 исковых заявления. Умножьте эту цифру на два, и вы получите сумму отданной госпошлины – это более 300 тысяч рублей! Однако треть выигранных исков, как я уже сказал, возвращается к нам фактически неисполненными. Я считаю, это крайне низкая эффективность!
Выселение злостных неплательщиков из приватизированных квартир – это чрезвычайно сложный вопрос, практически нереальный. То есть мы, конечно, можем их выселить, но взамен обязаны предоставить другую жилплощадь. Просто так на улицу мы не имеем права выгнать, пусть хоть человек вообще ни за что не платит. На данный момент готовим к выселению семь квартир, но это, еще раз подчеркну, очень сложный и долгий процесс.
Мое предложение: нужно выходить с законодательной инициативой об ужесточении правил взимания долгов. Потому что уже не первый год мы бьемся с этими злостными неплательщиками, среди которых есть как асоциальные элементы – пьяницы, тунеядцы, так и вполне обеспеченные, состоятельные люди, а сделать по сути ничего не можем – закон не позволяет. Записал Алексей Николаев