Наступил отопительный сезон, и, к огорчению, начались аварии на изношенных сверх нормы инженерных системах в домах Ульяновска.
Звонков много, потревоженные ранним утром или поздней ночью работники аварийной службы приезжают в не лучшем расположении духа. Очевидно, мстя за свой нарушенный сон, они сливают воду из стояков прямо в подвалы к вызвавшим их жителям. В итоге людям приходится мириться не только с прорванной не по их вине трубой, но и со смрадом и испарениями, поднимающимися в их квартиры, а также с сопутствующим нашествием различных насекомых-паразитов. Учитывая, что жильцы за вызов аварийной службы еще и платят, получается картина совсем некрасивая.
Первый вопрос, который напрашивается: а почему сливают именно в подвал, а не в канализацию, как положено? Дело в том, что на многих домах по каким-то непонятным причинам работниками обслуживающей организации (подрядчиками УК) демонтирован так называемый «жесткий слив». Это небольшой, как правило, метра 2-3 длиною, отрезок трубы, соединяющий стояк системы ото-
пления с люком канализации.
Зачем нужно убирать этот участок трубы, неизвестно, может быть, сантехники просто боятся перегружать и без того работающую на последнем дыхании аварийную систему трубопроводов в доме. В любом случае у аварийной бригады в комплекте должен иметься собственный шланг, которым они должны обеспечить слив воды из стояка, если не в канализацию, то хотя бы на улицу. Но уж точно – не в подвал!
Председатель совета дома №8 по ул. Северный Венец Надежда ШАЛАГАНОВА с фонарем в руках (света нет, так как аварийная электропроводка давно погорела) ведет нас по недрам своего подвала.
– Такая ситуация не только у нас, во всех соседних домах в подвалах то же самое, – говорит Надежда Александровна, освещая лужи и кучи мусора под ногами. – Я сейчас на курсы старших по домам хожу, так председатели советов домов из всех районов города жалуются на то, что аварийная служба сливает воду в подвал.
Воздух здесь спертый и удушливый, вентиляция отсутствует, весь смрад, очевидно, поднимается в квартиры.
– Осторожно, не наступите! – луч фонаря выхватывает изъеденный скелет котенка. – Я уже троих домой взяла, больше не могу. Остальных подкармливаю тут.
В углу в картонной коробке ютятся мяукающие клубочки шерсти.
– Вот видите, всего каких-то три метра трубу надо приделать, чтобы устроить «жесткий слив» в канализацию. В управляющую компанию мы уже писали, требовали. Они и не отказываются, обещают сделать, но пока вот так все, приходится нам страдать. Хотя и непонятно, почему. Мы ведь платим, у нас в тарифе по содержанию жилья заложено на аварийно-диспетчерское обслуживание, обслуживание систем отопления… Ой! – женщина вдруг резко сгибается и начинает отряхивать колени, потом ловит кого-то пальцами и показывает. – Вы посмотрите, опять блохи!Только что в конце августа дезинфекцию проводили, но после того как подвал затопили, у нас опять тут болото и все «прелести», с ним связанные. Того котенка, скелет
которого мы видели, как раз блохи загрызли.
С началом отопительного сезона аварии в доме №8 по ул. Северный Венец случались уже дважды, один раз – в шесть утра, другой – в полдесятого вечером. И всякий раз аварийная бригада приезжала и сливала воду в подвал, несмотря на протесты председателя совета дома.
Мы встретились с Геннадием ГРАНЬКОВЫМ, генеральным директором ООО «Аварийно-диспетчерская служба «Центр», которая обслуживает данный дом и в целом жилой фонд нескольких районов города.
– Геннадий Алексеевич, аварийные бригады вашего предприятия должны быть оснащены шлангом для обеспечения слива из стояка дома в случае порыва?
– Да, обязательно, на все 100 процентов!
– А почему не оснащены?
– Ну, это только из-за халатности отдельных работников, может быть, забыли или что-то такое. Другого не может быть – только человеческий фактор.
Интересно, а можно ли назвать человеческим фактором раздражение работников «аварийки» на жильцов, которым они в подвал сливают воду, чтобы их не беспокоили в шесть утра и ночью своими вызовами? Ну, знаете, как: вот, нате вам, нюхайте болото и блох кормите, в следующий раз не будете названивать, когда ни попадя!
Так или иначе, расплачиваться за все приходится самим жильцам – и за расчистку и осушку подвала, и за ремонт труб, и за расход воды при аварийном сливе из стояка, и за вызов «аварийки» и прочее. Возникает еще один вопрос: если мы за все платим, почему мы должны страдать, в то время как другие на этом зарабатывают деньги?
Илья Антонов