«Клин-баба» – железная болванка для разрушения постройки».
Толковый словарь

Хочу признаться: в монотонных буднях существования есть момент, которого я жду с нездоровым любопытством. Это- то время, когда на экране телеящика появляется « проект» . в котором весьма самоуверенно- бойкая женщина уже не первой молодости просвещает российский народ о взаимоотношениях полов на уровне, как говорят, « ниже плинтуса». Просмотр этой передачи для меня сродни посещению кунсткамеры, где с неким внутренним содроганием дивишься причудливым извращениям природы…
Именно с этой передачей связана одна трагикомическая история. Именно она послужила однажды причиной физической ликвидации одного из «ящиков для дураков» в селе Беденьга. Именно там телевизор в доме моего приятеля Марселя Харисова был разнесен вдребезги с помощью тяжелого кирзового сапога…
Дело было так. Марсель Каримович. сельский механизатор в третьем поколении, человек семейный и религиозный, вернулся с работы. В татарских семьях принято встречать главу дома уважительно- тем более во время уборочной кампании, когда мужчина зарабатывает основные средства на годичное содержание домочадцев. То есть, работает до упаду- так как платят в те дни по количеству убранных гектаров. А Марсель комбайнерил в тот день с четырех утра, изрядно устал. Ждал, что жена или дочери польют на его потную спину водички из кумгана, подадут полотенце, пригласят к ужину.
Но женщины – как на грех- не могли оторваться от разглагольствований телеведущей, которая размышляла на «глубокую» тему « искренности в момент появления наивысших…»- скажем так, чувствований в интимном процессе …
Должен заметить, что в мусульманских семьях такого рода психо-физиологические сюжеты не обсуждаются не только публично- но даже в постели между супругами. Табу! А вот для некой Ксюши этой черты вообще , видимо, не существовало. Более того- она бесцеремонно вторгалась с экрана в иной мир, в иные культурно- этические ценности…
Рука у возмущенного механизатора Марселя была крепка, снятый с ноги сапог тяжел. От телевизора осталась лишь пластиковая коробка ; домочадцам тоже досталось .Включать скандальную кнопку впредь было запрещено.
Рассказ моего приятеля об этом был преисполнен эмоций:
– Этот «клин- баба» ( так именовалась телеведущая) не только мне жизнь портит. Зачем она своими трусами в моем доме трясет, зачем народ баламутит? Если это русским продюсерам нравится – пусть на свою дачу ее приглашают и там что хотят делают. А на экране она только неприязнь ко всему русскому вызывает…. Моя теща один раз ее увидела и говорит: «Этот шайтан (черт, дьявол – Ж.М.) пусть из телевизор уходит…»
Как говорится. и смех, и грех.
Однако, сюжет с разбитым телевизором вряд ли можно отнести только к категории курьезов. Если призадуматься, за ним стоит серьезная и существенная проблема . И обозначить ее можно как неуклюжее и вредоносное проникновение сомнительных
духовно – культурных представлений в ту или иную традиционно-этническую среду.
Поясню, что я имею ввиду. Взять тот же телевизор и весьма рейтинговую (как говорят ее создатели) передачу с иноземным названием «Камеди клаб». Чувстве юмора и острого словца порой на грани приличия ей не откажешь.Но насколько приемлемы непристойные звуки, издаваемые в обилии участниками шоу; низкопробные жесты и шуточки; сверхобнаженные подцантовщицы в паузах? Каково это блюдо, отдающее крутым и весьма неблаговонным ароматом вкушать, скажем, добропорядочной семье? И дело не в том, что зрителей тут подташнивает – тут происходит невольный размыв неких традиционно безупречных национальных нравственных устоев, происходит инстинктивное принятие сомнительных культурно- этических стереотипов поведения, привыкание к ним. Прививается, скажем так, физиолого – нравственная раскрепощенность. Как говорят проповедники сексульной революции (один знакомый остряк обозвал их термином «поповедники») у молодых «произрастает ощущение свободной личности». А у их отцов и дедов , напротив, зарождается в душах неприязнь к носителям чуждого «культуртрегерства»!
Телевизионные «клин- бабы» и прочие разрушители единого пока культурно – этническог пространства скажут мне в ответ многократно слышанное: «А вы нажмите кнопку « выключить!» – и нет проблемы!» Ах, кабы так! Я –то выключу- а мой внук, еще не всегда умеющий отделять мух от котлет, включит “ящик” в мое отсутствие… И ведь будет, будет впитывать в себя , как промокашка, всю дрянь с экрана!
И разве только телевизор и его «рыцари полной раскрепощенности» демонстрируют нам бесцеремонно- неуважительный подход к такой тонкой и деликатной сфере, как взаимоотношения этнических устоев, национальных особенностей поведения, традиционных обычаев и этики? Нет, бесцеремонность такого рода уже привычна и даже не подвергается сомнению…
Вот город Ульяновск, в прошлом – Симбирск. Со всей очевидностью историческая наука установила корни древнего топонима: на этой территории в средние века располагались владения одного из правителей Волжской Булгарии – хана Синбира. Так нет! Современные толкователи и подправители истрической достоверности напридумывали иное объяснение: де, город лежит на крутой горе, здесь всегда ветрено .. И потому название свое получил от неких виртульных «семи ветров»…И пошли эти мифические «семь ветров» гулять повсюду: в рекламе, в произведениях местных и неместных сочинителей, в речах начальников на разного рода торжествах и тусовках…
Можно посмеяться- а можно и впасть в раздражение. Что и происходит в местных этносах.
Я – не расист. Я вырос в среде; действительно великой русской культуры. Более того- пишу на русском языке. Но даже меня вышеупомянутые факты несколько коробят. А каково прочим ? Каково башкирам, мордве, чувашам, марийцам и прочим народам, густо заселивших поволжско-уральские края еще за-адолго до того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство? И стал утверждать власть Московии на громадных территориях. И отнюдь не только милостями с царского плеча- не к ночи будь сказано…
Ну и в завершение темы. Культура межнационального общения это не только декларации о дружбе, добрососедстве и взаимосвязях. Это- важнейшее звено благополучия государства. Это – фундамент общественно – политической стабильности в стране.И в становлении этой культуры нет и не может быть мелочей. Как раз наоборот- даже при наличии политической воли, на житейском, бытовом уровне всегда может возникнуть костер вражды , непонимания, предвзятости. Вспомним Кондопогу, вспомним убитых таджиков или черкесов, вспомним юнцов, вышибающих с московских рынков «чурок»…
И даже при наличии исторической традиции дружбы народов, населяющих Россию, опасность межнационального пожара вероятна. Если мы все не будем поддерживать правила добрососедства, взаимоуважения, толерантности.
И – подчеркну особенно- предадим забвению такую важнейшую составляющую межнациональной культуры, как многоязычие. Вот тут у нас просто « черная дыра». Мы дружно навалились на изучение английсксого, мы чтим немецкий и французский. И ничего плохого в этом нет , это нужно. Но почему-то многие мои соотечественники считают для себя ненужным познать хотя бы на разговорном уровне языки тех народов, с которым судьба свела ихо по – соседски навеки? А вот европеец- в Германии ли, во Франции ли, в Италии ли- знает как минимум три языка ! И это только сближает народы…Не придется ли нам при таком положении дел в языкознании когда -нибудь аврально изучать китайский?!
Завершаю. На мой взгляд, запас прочности в межнациональных отношениях, созданный предыдущими российскими поколениями, заметно скудеет. На сцену выходит молодежная ксенофобия. Объяснять это явление должны наши политологи .Но что- то я не верю , что у них это получится. Уж слишком они зациклены на таких понятиях, как «великодержавность», «титульная нация», «богоизбранность»
А Бог, к слову, создав Адама и Еву так и не определился с их национальной принадлежностью…
Жан Миндубаев, поволжский булгарин
P.S.
На моих глазах в деревушке Дубки группа скинхедов районного масштаба изгнала азербайджанскую семью, работавшую на местной ферме. Поводом стало то, что в день рождения одного из четверых детей в деревне зазвучала национальная музыка…Юнцы сочли это окорблением .
Их побили. А под вечер на трех «тачках» подкатили русские «пацаны». И снова началась дурацкая, возникшая на пустом месте драка….
В тот день мне пришлось приютить на ночь трех ребятишек.