Когда в детстве я прочел приключенческий роман Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре», то заболел небом. Я отчаянно мечтал парить над землей – нет, не в самолете! – а именно в корзине воздушного шара или в кабине дирижабля. Самое удивительное то, что в конце прошлого века в Ульяновске, на авиационно-промышленном комплексе, планировалось производство подобных летательных аппаратов и даже был изготовлен опытный образец «Термоплана». Народ, правда, не понял, воспринял проект как очередную аферу.
В самом деле, в наше космическое время, когда человек побывал на Луне и вот-вот ступит на Марс, кому нужны эти небесные тихоходы – динозавры XX века? Однако серьезные ученые считают, что нужны, и у подобных летательных аппаратов многое еще впереди. Дирижабль, утверждают они, – недопетая песня авиации.

Начало и братья Монгольфье
Первые идеи о возможности полета, используя подъемную силу легких газов, были найдены в материалах, относящихся к XIV веку. В работах француза Вассона есть упоминание о запуске воздушного шара в Пекине в 1306 году, который был приурочен к торжествам в честь восшествия на престол императора Фо Кина. Вероятно, именно эту дату и стоит считать точкой отсчета в создании дирижаблей.
В 1766 году, после открытия водорода, который оказался легче воздуха, у сыновьев французского фабриканта Жозефа и Жака-Этьена возникла идея создать воздушный шар, который мог бы преодолевать значительные расстояния. После многочисленных экспериментов 19 сентября 1783 года в Версале они запустили в воздух шар, в плетеной корзине которого находились овца, петух и гусь. А уже 21 ноября 1783 года в Париже на аппарате, изобретенном братьями Монгольфье, первый полет совершили физик Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Поднявшись на высоту около 1000 метров, аэростат пролетел 8 километров над Парижем и через 45 минут опустился в его пригороде. Это событие буквально взорвало Европу: изобретателям и воздухоплавателям рукоплескали все страны, во всех магазинах и ларьках продавались сувениры в виде воздушных шаров, картинки с ними пестрели на тарелках, чашках и другой посуде. Жозеф и Жак-Этьен были приглашены в Академию наук, где им вручили награду за достижения в воздухоплавании, а их отец Пьер получил дворянский титул.
Людовик XVI наградил братьев-изобретателей орденом Святого Михаила, пожаловал им дворянский титул и герб с девизом «Так поднимаются к звездам». Символично, не правда ли?

Дедал из Рязани
Парадоксально, но самыми первыми покорителями пятого океана были наши соотечественники, а не вовсе какие-то там братья Монгольфье! Историческая несправедливость состоит в том, что на долю русских «икаров» выпали совсем другие почести и практически полное забвение. Из истории, которую я изучал еще в школе, известен случай, который произошел в XVI веке: боярский холоп Никитка на глазах царя Ивана Грозного и при большом скоплении люда с помощью крылатого аппарата сумел совершить удачный полет с колокольни. Но несмотря на то, что полет оказался успешным, царь приказал отрубить холопу голову, а аппарат его сжечь – «ибо от нечистого это».
Гораздо менее известна другая история. Да, Монгольфье при широком стечении публики 5 июня 1783 года запустили свой воздушный шар во французское небо. Это широко известный факт, и братьям рукоплескал весь мир. Но наш соотечественник за 50 лет до этого события, на собственном воздушном шаре, сам поднялся в небо! Вот что глаголит поэтому поводу летопись 1731 года:
«…в Рязани, при воеводе, подъячий Нерехтец мяч большой надул дымом поганым и вонючим, от него приделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался жив. Его выгнали из города и хотели закопать живого в землю или сжечь».
Такова российская действительность: наши гении впереди планеты всей, но для многих власть имущих, чиновников и дилетантов от науки не было и нет пророков в своем Оте-честве. Зато россияне аплодировали братьям Монгольфье, а в 1909 году захлебывались от восторга в адрес графа Цеппелина, который создал лопнувшую вскоре компанию «Германские дирижабли».

«Летающая тарелка» из Ульяновска
После ряда громких катастроф в 30-е годы прошлого века дирижабли, казалось бы, навсегда ушли в прошлое, полностью вытесненные самолетами, а затем и вертолетами. Однако многие страны продолжали проявлять к ним интерес.
Можно только гордиться тем, что первый управляемый аэростат – линзообразный комбинированный газотепловой дирижабль АЛА-40 «Россия» – был создан КБ «Термоплан» на производственной площадке Ульяновского авиастроительного завода. Эта «летающая тарелка» имела пять двигателей, объем оболочки достигал 10 660 кубических метров, диаметр диска – 40 метров.
Созданный на закате «перестройки» коллективом энтузиастов этот аппарат являлся всего лишь прототипом грядущих российских дирижаблей. Планировалось, что после успешных испытаний «России» будет создан предсерийный образец термоплана АЛА-600. В случае успеха конструкторы предполагали разработать целую линейку термопланов с различной грузоподъемностью от 100 до 1500 тонн и скоростью полета до 200 километров в час.
В 1993 году экспериментальную модель термоплана АЛА-040 с расчетной грузоподъемностью 3 тонны вывезли на аэродром. Однако от сильного ветра и неадекватных действий техников конструкция деформировалась, и произошел разрыв оболочки. Вскоре проект был закрыт, а останки аппарата долгие годы, а может быть, и до сих пор пылятся где-то на ульяновском авиазаводе…
Неужели все грандиозные проекты в России утопичны и имеют такой печальный конец?

Небесный отель
Из материалов Interneta известно, что сейчас в США развернута глобальная национальная программа по дирижаблям-пограничникам, которые станут курсировать по периметру страны. Немцы, голландцы, швейцарцы, испанцы и даже прагматичные англичане, словно бы наперегонки, работают над новыми проектами и моделями дирижаблей. Небольшая швейцарская фирма Prospective Concepts AG работает над проектом гибрида самолета с дирижаблем Stingray. А знаменитый изобретатель Джордж Хаенги предлагает всем желающим пересесть на «воздушный велосипед» – небольшой мобильный летательный аппарат. Вот здорово! Прокатиться бы на нем из Нового города в центр Ульяновска!
Но, как всегда, всех переплюнули американцы. Корпорация Aeros обещает в ближайшие годы создать дирижабль-отель. Внутри этого небесного «Титаника» будут оборудованы каюты со всеми удобствами, конференц-залы и роскошные рестораны, библиотека с интернет-залом, смотровая площадка с абсолютно прозрачным полом и даже казино. По проекту воздушный отель сможет парить на высоте от 2500 до 3000 метров!
В техническом плане этот дирижабль, безусловно, надежнее «Титаника». Корпус – из композитных материалов, которые легче и прочнее металлов, а несущий газ гелий – нетоксичен и негорюч.

Назад в будущее
Что бы там ни говорили, а дирижабль до зарезу нужен России. У нас огромные расстояния, тьма глухих уголков, куда не доехать-не дойти ни летом ни зимой. Зато любой, даже самый тяжелый негабаритный груз, можно доставить на дирижабле! Дирижабли уже приспосабливают к обслуживанию буровых платформ, к крупномасштабным аварийно-спасательным работам и тушению пожаров. Такие летательные аппараты могут стать незаменимыми помощниками пограничников, таможни, ГИБДД и «скорой помощи». Наконец, они могут заменить спутники и антенны сотовой связи, стать ретрансляторами цифрового телевидения и интернета.
Дирижабли и аэростаты давно уже используются для геологоразведки и изучения верхних слоев атмосферы. Существуют даже проекты по созданию дирижаблей, поднятых в стратосферу, с которых предполагается запускать ракеты-носители в космос. Это огромная экономия топлива, да и не нужны – особенно для небольших спутников – космодромы с их многочисленной обслугой.
О применении дирижаблей в военных целях – помолчим. Скажем только, что во время второй мировой войны Соединенные Штаты с помощью дирижаблей постоянно патрулировали границы, экскортировали морские суда и даже обнаруживали подводные лодки.
Наши, как говорится, тоже не дремали. Так, еще к началу первой мировой войны в России насчитывалось более двух десятков военных дирижаблей, носивших весьма поэтические названия: «Албатрос», «Голубь», «Сокол» и так далее. Эти боевые «птицы» были прекрасно вооружены – пулеметными установками и запасом бомб, совершали самостоятельные боевые вылеты. Нет сомнения, что в последующие годы работа в названном направлении продолжалась. В годы Великой Отечественной войны дирижабли применялись в защите Москвы, Ленинграда и других городов от массированных вражеских авиационных налетов.

Дирижабль возвращается?
Воспоминания об этих летательных аппаратах, как воспоминания о детстве воздухоплавания, не только бередят фантазию, но и зовут назад – в будущее. Дирижабль востребован, он возвращается!
Так, на Международном авиасалоне МАКС-2005 были представлены некоторые уже построенные российские дирижабли производства НПО «Авгуръ-РосАэроСистемы». Например, дирижабль Au-12м имел объем 1250 кубических метров, длину – 34 метра, рабочую высоту – до 1500 метров, скорость – до 90 километров в час, время пребывания в воздухе – 6 часов, дальность полета – до 350 километров, экипаж – 2 человека. Экспонат вызвал восхищение посетителей авиасалона, интерес бизнес-структур.
В России, имеющей хорошие традиции дирижаблестроения, есть еще целый ряд экспериментальных образцов и еще больше проектов. Например, компания «Авгуръ» разрабатывает стратосферный дирижабль «Беркут», который может стать альтернативой геостационарных ИСЗ связи. При этом для обзора европейской части России достаточно двух таких аппаратов!

Александр Лайков