Преподаватель английского языка ульяновской школы № 21 Любовь Савельева стала финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013». О том, как ей удалось добиться столь высокого результата, она рассказала корреспонденту информационного агентства Media73. – Любовь Александровна, как долго вы готовились к конкурсу? – Подготовиться к такому мероприятию за месяц, год или два невозможно. Я начала свою подготовку ещё в вузе, а, может быть, даже раньше, с рождения, потому что личностные качества здесь играют первоочередную роль. – Расскажите о том, как проходил финал всероссийского конкурса «Учитель года-2013». – Я сначала заняла первое место в городском конкурсе, затем в региональном. В сентябре поехала в Москву, куда прибыли ещё 79 учителей со всей России на финал. Первое конкурсное испытание – это учебное занятие: беседа с родителями и учениками. Ты никого не знаешь, заходишь в аудиторию, тебе говорят тему и в течение 20 минут учитель должен выявить педагогическую проблему, найти способы её решения. Главная моя задача была не просто привести родителей, а потом и учеников к какому-то готовому решению, а дать им самим возможность что-то решить. Я выбрала форму открытой дискуссии, которую посчитала наиболее выигрышной. За это задание я получила наибольшее количество баллов. Затем нам нужно было представить свой методический опыт. Это было одним из самых ёмких заданий, когда за 15 минут учитель должен рассказать о своём инновационном опыте работы. Также жюри оценивало мой собственный интернет-сайт: http://www.savelyeva.org/. По результатам всех конкурсов этого этапа я стала в своей группе первой и вошла в пятнадцать лучших учителей России. Следующим был мастер-класс и открытая дискуссия. По итогам этих испытаний я оказалась на шестом месте с минимальным отставанием от пятого. – Что для вас в заданиях было самым сложным? – Ничего. Для меня это была возможность представить своё видение новых задач учителя в современной школе и продемонстрировать авторский инновационный опыт. Единственное, в чём было волнение, – это не суметь выразить свою мысль за короткий промежуток времени. Всё получилось, и я рада. Замечательно, когда столько хороших учителей собирается в одном месте, чтобы обменяться опытом. – Вы в числе других 15 лауреатов встречались с первыми лицами государства. Какие вопросы обсуждали? – После конкурса мы встречались с министром образования и президентом России. Пока ждали Владимира Путина, обсуждали с учителями актуальные вопросы, которые сейчас существуют в образовании: ЕГЭ, федеральные образовательные стандарты, помощь сельским школам, поддержка учителей-матерей в декрете и другое. Вскоре прибыл президент. Нас поразило его спокойствие, открытость, доскональное знание всех проблемных тем в нашей области. Владимир Путин, отвечая на один из заданных вопросов, сказал, что у учителя сегодня миссия схожая с президентской: выполнять все те задачи, которые перед нами ставит государство. – Какая сегодня главная задача для учителя? – Воспитывать в ребёнке чувство патриотизма. Я на своих уроках преподаю иностранный язык не только моим ученикам, но и даю возможность иностранным детям познакомиться с российской культурой, так сказать, преодолеть стереотипы, которые существуют о нашей стране в мире. Мои детки общаются со школьниками из разных стран. Мы с ребятами каждый год выигрываем конкурсы и выезжаем заграницу: уже были в Швейцарии, Германии, Италии. – Современные гаджеты сегодня помогают учителю учить, а ученику учиться, или же мешают? – Если на уроке ребёнок отвлекается, это проблема учителя, а не ученика. Естественно, что сегодня мы используем гаджеты в качестве средств получения информации. У меня школьник может принести и планшет на урок, я этого не запрещаю. Ребята работают в группе, им интересно, они чувствуют ответственность за качество выполненной работы и отвлекаться им некогда, потому что задания всегда творческого плана. – Сейчас очень много спорят о школьной форме. На ваш взгляд, она нужна в образовательных учреждениях или нет? – Я считаю, что нужна. Ребёнок с ранних лет учится соблюдать дресс-код, и это хорошо. Социальное неравенство уходит на второй план, дети не обсуждают: кто и во что одет. Однако есть и проблема: забирая у школьника свободу выбора, мы не можем проконтролировать его личный выбор и, соответственно, не знаем: нужно ли влиять на него. – Что лучше: ЕГЭ или классический экзамен? – Можно плюсы и минусы найти в каждом. Когда устно принимаешь экзамен, чувствуешь ребёнка, можешь простить ему какую-то оплошность. ЕГЭ зачастую положительные ученики сдают не так хорошо, как бы нам хотелось, всё автоматизировано. С появлением ЕГЭ ушла духовность. Осталось очень мало времени, чтобы поговорить на нравственные темы с ребятами, больше даёшь правила и грамматику. Из положительных моментов: ребёнку не надо сильно переживать, потому что он в течение года может неоднократно попробовать сдать ЕГЭ. Выпускникам можно повторно не сдавать экзамен при поступлении в вузы и даже у выпускника сельской школы есть возможность поступить в престижный московский университет. – Любовь Александровна, если бы вы стали министром образования, что бы вы поменяли в системе образования? – У нас очень хорошие показатели в младшей и старшей школе, но вот в средней статистика с каждым годом ухудшаются. Требования к средне школе сегодня не соответствуют возрастным особенностям подросткового периода. Уровень нагрузки на ребят с 5-го по 9 классы очень большой. Нужно обязательно учитывать возрастные особенности при обучении: давать ребятам больше общаться друг с другом. – Что сегодня самое сложное в работе учителя? – Справляться со всем потоком документации. Каждый день я возвращаюсь с работы не раньше шести часов вечера. В девять опять сажусь за подготовку к урокам, ведь их нужно сделать интересными для учеников. Кроме этого я каждый день заполняю отчёты, планы и многое другое. Это очень большая нагрузка на учителя. – Как вы всё успеваете? – Благодаря тайм-менеджменту.У меня каждая минута в ежедневнике расписана. Иногда садишься в конце года, чтобы пополнить своё портфолио и не понимаешь: как столько можно было успеть сделать за год? Наверное, главное – это любить свою работу, тогда и море будет по колено. Наталия Шишова |
|