«Мы преодолели сложный этап формирования бюджета в условиях серьёзных корректировок социально-экономического прогноза развития области, изменений как налогового, так и бюджетного законодательств, перехода на формирование государственных программ. Также нельзя было не учесть реформу в отрасли образования, которая предусматривает передачу на региональный уровень содержание муниципальных дошкольных учреждений. Все это нашло своё отражение в главном финансовом документе региона».

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

«Мы считаем, что бюджет жёсткий, но, несмотря на это, он позволит исполнить все обязательства правительства перед жителями области».

Министр финансов Ульяновской области Ольга Максимушкина.

31 октября депутаты недавно сформированного Законодательного собрания Ульяновской области рассмотрят в первом чтении областной бюджет на 2014-2016 годы. Срок для полного рассмотрения и принятия главного финансового документа региона депутатам отпущен небольшой – до 28 ноября. Но уже сегодня властные и провластые СМИ наперебой хвалят бюджет-2014, существующий пока еще в виде проекта, стараются убедить читателей, что, судя по нему, область наша по-прежнему(!?) находится в состоянии взлета. Но так ли это на самом деле?

К сожалению, ознакомится с проектом областного бюджета на будущий год может сегодня не каждый желающий. Несмотря на то, что информация о том, где его можно скачать из интернета, не является тайной. Однако по приводимым ссылкам на сайт Заксобрания области скачивается оттуда не проект бюджета-2014, а совсем другой документ. Может быть это результат какой-то (неисправимой?) технической ошибки? Повременим немного с ответом на этот вопрос и перейдем к рассмотрению проекта бюджета.

СКИНЬТЕСЬ, ГРАЖДАНЕ
Итак, доходы областного бюджета на 2014 год определились в объёме 28 916 640,3 тыс. рублей, а расходы предусмотрены в сумме 32 483 923,1 тысяч. Дефицит бюджета составляет около 3,6 миллиарда рублей.

Главной наполняющей областного бюджета (39,2 процента) будет налог на доходы физических лиц. Однако доля поступлений в доходную часть бюджета от «физических лиц», коими скопом обозначены все жители региона, будет выглядеть намного большей, если добавить к ней, например, транспортный налог с физических лиц, запланированный в размере 470580,1 тысячи рублей, большую часть госпошлины за государственную регистрацию транспортных средств (10 млн. руб.) и штрафы за нарушение ПДД (есть и такая статья дохода!), запланированные в сумме более 300 миллионов рублей, акцизы на топливо и целый ряд других поступлений. И окажется, что жители области так или иначе формируют бюджет не на 39, а на 50 и более процентов.

ЛЕПТА ВЛАСТИ
Налог на прибыль организаций занимает в проекте бюджета 28,7 процента от общих поступлений. Этот показатель, вроде, мог бы быть и побольше, особенно принимая во внимание непрекращающиеся заявления власти о росте инвестиций в экономику области. Но, согласно пояснительной записке областного Минфина, произошло «снижение удельного веса прибыльных организаций в январе-апреле 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года и рост удельного веса убыточных организаций на 2,0 процентных пункта; увеличение суммы убытка в 2,3 раза за январь-апрель 2013 года и незначительное увеличение суммы прибыли прибыльных организаций на 8,7 процента…» – неплохая иллюстрация к заявлению о том, что область «по-прежнему на взлете», не так ли?
Кстати, в Приложении №6 к проекту бюджета с длинным названием «Доходы областного бюджета Ульяновской области на 2014 год в разрезе кодов видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов, классификации доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации» о каких-либо доходах в бюджет от этих самых инвестиций нет ни единого слова.

Как говорится, едем дальше? Мы разобрались, сколько, примерно, вносим в бюджет мы – жители области, и сколько капает в него с прибыли предприятий и организаций. А что готовится внести в него сама власть-распорядительница всего и вся на территории Ульяновской области? Увы, совсем немного, если не сказать сущие крохи. Например, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составят только 26,26 миллиона рублей (владельцы ЦУМа от аренды своих площадей, наверное, получают больше), платежи при пользовании природными ресурсами – 155,1, а доходы от оказания платных услуг – 41,075 миллиона. Самым крупным вложением власти в областную копилку по ожиданиям авторов ее проекта станут безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Их сумма должна превысить пять миллиардов рублей. Но превысит ли? – это вопрос. Особенно если принять во внимание то обстоятельство, что федеральный бюджет не намерен особо субсидировать регионы. Делегаты недавно прошедшего съезда «Единой России» рассказывают о том, что их, дескать, проинформировали о перспективах на ближайший (до 2016-17 годов) период времени. И перспективы эти, увы, безрадостны. Основные статьи расходов – Дальний Восток и Сочи. Остальное – постольку, поскольку. Майские указы президента придется забыть, Фонд реформирования ЖКХ вообще сворачивается, а это значит, что ни капремонта, ни переселения из аварийного жилья в ближайшие годы не будет. И то, что госпожа Максимушкина говорит о жестком бюджете, прямо перекликается с рассказами делегатов партийного съезда. Но и не только с ними…

ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ…
Читая проект «доброго» и «на 70 процентов социального» бюджета-2014, нетрудно заметить, что на все ЖКХ региона в нем предусмотрено выделить в два с лишним раза меньше средств, чем в бюджете нынешнем – 287, 7 миллиона рублей (на 2013 год – 615, 9). Для сравнения: только на содержание правительства области предусмотрено 167, 266 миллиона рублей.

Более, чем на миллиард снизятся расходы на здравоохранение и почти на два – на социальную политику. Втрое меньше будет выделено на охрану окружающей среды.

Вот такой получается взлет…

Только это еще не все. Представьте, что вы верстаете бюджет своей семьи. Доходы подсчитаны. Считаете расходы, чтобы вывести дефицит или профицит. Скажите, вы обойдете вниманием свои долги по кредитам? Наверное, нет – они неизбежно увеличат дефицит вашего бюджета. А вот авторы проекта бюджета регионального долги Ульяновской области оставили за пределами широкого внимания, предоставив им право как бы развиваться отдельно от бюджета. Они даже спрогнозировали это развитие почему-то в сторону увеличения. И если сегодня регион должен 13 миллиардов рублей, то к 2015-у году госдолг вырастет до 15-и миллиардов рублей.
Кто будет его выплачивать? По логике, тот, кто бюджет формирует. А кто его формирует, вы, надеюсь, поняли…

«Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет следующего года, станет по-настоящему добрым для жителей Ульяновской области!» – так обнадеживающе закончила свой анализ проекта бюджета-2014 одна из провластных газет.
А что теперь скажете о нем вы?
И последнее. Вам все еще кажется случайным то, что проект областного бюджета-2014 нельзя скачать из интернета?