Тщеславие – грех и болезнь. Особенно этот недуг дал о себе знать в последние годы правления господина Морозова: то памятники, близкие по сходству с самим Морозовым или его родственниками (мужчины обязательно худощавые и с усами – эти критерии являются обязательным условием для 100-проценгной оплаты), то письма защиты и покровительства (в стиле Е.Шварца в пьесе «Нос», лизнули по самое некуда: Вы – великий человек, государь?), а теперь и строительство данной арки в завершение ко всему (надо предложить ещё заполнить внутреннюю пустоту барельефами сладкой парочки Морозов-Беспалова, а внизу – вся министерская и депутатская банда подследственных (бывшие, настоящие и будущие прокины, шкановы, шаипкины, кублики, Стародубцевы). Вот будет апофеоз 10-летнего правления господина Морозова.
Сегодня мы Вам предлагаем размышления Михаила Павлова в сокращении.
Известие о том, что в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Ульяновске на Пушкарёвском кольце может появиться своя местная Триумфальная арка, будоражит мой мозг и возбуждает любопытство. Поэтому берусь за источники знаний, чтобы попытаться понять, что такое триумфальные арки, при каких условиях они возникают, как выглядят и зачем они вообще нужны.
Понятно, что сначала был триумф – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. И никаких арок не было.
Но человеку свойственно всё усложнять и обставлять всевозможными деталями. Одной такой немаловажной деталью, собственно, и стала триумфальная арка. Арки стали устраивать при входе в города, на большаках, в конце улиц, на мостах для встречи триумфатора. Чтобы он, значит, сквозь эту арку прошествовал. Поэтому триумфальная арка – очень помпезное, красивое, со всевозможными колоннами, барельефами и квадригами, и грандиозное сооружение. Чтобы триумфатор на коне в окружении верного войска мог бы под аркой не застрять. Архитектурная доминанта, как формулируют нынешние градостроители и прочие урбанисты.
Кстати, говорят, что эта архитектурная традиция имеет некий мифически-физиологический подтекст: арка, будто бы, – не просто ворота, а женские родовые пути, проходя через которые, победитель как бы рождался заново, как положено всем уважающим себя мифическим героям.
Да, забыл! как правило, героем-победителем был император. Именно поэтому почти все триумфальные арки сосредоточены в столицах: в Риме, Париже, Санкт-Петербурге, Москве и т.д.
Вот теперь я хочу пояснить, почему весть о грядущем (возможном) появлении триумфальной арки на Пушкарёвском кольце в Ульяновске заставляет моё воображение забиться в дальний самый тёмный и злой угол моего сознания.
Ну, во-первых. Триумфальные арки устраивали непосредственно в момент триумфа, а никак не семьдесят лет спустя.
Теперь давайте мысленно перенесёмся на место – на Пушкарёвское кольцо. Все перенеслись?
Площадь представляет собой перекрёсток с круговым движением, куда сходятся четыре дороги. Сейчас там стоит рекламная конструкция. Понятно, что она морально, да и физически, устарела и её надо менять на что-то другое. А теперь представим на этом месте арку. И в какую сторону она должна смотреть?
Но даже не это беспокоит. Бог с ней с улицей Пушкарёва или Октябрьской! Ведь по этому пятачку земли в центре кольца ходят трамваи, и внутри него врыты опоры, которые натягивают провода контактной сети. И места для установки арки там остаётся всего метров 15. То есть, арка будет высотой те самые 15 метров – она будет едва доставать до уровня третьего этажа ближайшей многоэтажки.
Вот и представьте себе такую архитектурную доминанту – арку для пигмеев, – которую подслеповатый гость города будет издали принимать за чёрт знает как оказавшуюся посреди улицы подворотню.
Конечно, если не найдётся особо одарённый архитектор, который предложит придать арке пропорции чемодана, поставленного на попа, а не менее одарённая комиссия такой вариант одобрит. В любом случае величественное сооружение не получится. Так, смех один…
И что же получается. В Ульяновске может появиться (конкурс его на лучший проект уже объявлен областным правительством и подписан губернатором) некое странное по виду, размеру и местоположению сооружение с неясным назначением. Почему неясным? Да потому, что если следовать мистическому предназначению триумфальной арки, сквозь него должен проходить триумфатор-победитель, чтобы заново родиться. А в этом месте сквозь арку будут проходить только бродячие собаки, а деклассированный элемент и монтажники трамвайно-троллейбусного управления будут орошать ее бетонное основание. И кстати, бродячие собаки – тоже. И ладно, если только орошать…
Зато Ульяновск продолжит славную традицию наших сугубо российских беспонтовых чудо-памятников: Царь-пушки и Царь-колокола, один из которых не стреляет, другой – не звонит. Туда же можно смело отнести танк ИС-3 возле парка Победы, который, если не ошибаюсь, ни дня не воевал по причине неспособности противостоять немецким «Тиграм».
И вот теперь бесплодная Триумфальная арка размером с гаражные ворота.
Правда, есть у меня одна мыслишка, для чего вообще вся эта канитель с аркой задумана. Но она из области конспирологий.
Ведь на самом деле сооружали триумфальные арки в России не только в столицах. Есть они в Красноярске и Улан-Удэ, во Владивостоке и Благовещенске, в Краснодаре, Новочеркасске и Курске. Вот только во всех этих городах арки устраивались в честь прибытия в город государей-императоров всероссийских.
Во всех, кроме Курска. А вот в Курске (напомню, Курск – город-герой) триумфальную арку воздвигли в честь 55-летия Победы в Великой отечественной войне. И открывали её аж целых два раза: один раз в преддверии праздника, а второй, внимание! во время визита в Курск Владимира Путина.
Послушайте, может, мы чего ещё не знаем, а?..