Социальная сеть «Фейсбук» (facebook дословно – «тетрадка с фотографиями») теряет пользователей. В США число тех, кто аннулировал свою регистрацию в сети или закрыл аккаунты, иначе говоря, за последние недели увеличилось, по данным СМИ, почти до десяти миллионов, в Великобритании доходит до двух миллионов.

До сих пор аудитория «Фейсбука», как и других компьютерных социальных сетей, только росла, достигнув количества в десятки и сотни миллионов человек. Слышать о том, что какая-то из сетей сокращается, не приходилось. Причина этого феномена пока, в основном, в разоблачениях Эдварда Сноудена, из которых мир увидел, что администрация сетей сдает информацию о пользователях спецслужбам.

Нежелание быть объектом слежки назвали главным мотивом ухода из «Фейсбука» большинство закрывших свои аккаунты американцев. А часть ушла из-за страха приобрести «сетевую» зависимость.

Но если на Западе прощание с сетью является добровольным, то у нас в России для определенного контингента это, я считаю, надо сделать принудительным. В первую очередь для чиновников, превративших интернет в легальное прикрытие безделья и некомпетентности. Хорошо об этом в одном из недавних интервью (журналу «Огонек») сказал избранный глава Екатеринбурга Евгений Ройзман: «Пришел другой губернатор из Тюмени (Евгений Куйвашев. – «СК»), человек очень странный. У нас говорят: «Тюмень – столица деревень». Там свой уровень, здесь свой уровень.

Пришел губернатор, который явно не соответствует по уровню своих личных качеств уровню Екатеринбурга. Если губернатор в жизни ориентируется по статейкам в интернете – уже можно гнать губернатора. Никакой… Губернатор – это непосредственная ежедневная работа. Это надо мотаться по области, вникать во все проблемы, грузиться этими проблемами…». В нашей области губернатора это касается в меньшей степени, но проблема стоит в полный рост в отношении властей Ульяновска, зависших в сетях, кажется, уже капитально и забывших, как выглядит реальная жизнь. Утром они садятся у своего дома в служебный автомобиль и едут на работу. На работе включают компьютер и как бы при деле: читают новости, все подряд, включая бредовые, пишут свои комментарии, ждут комментариев на свои комментарии и комментируют уже их. И так далее. Пробив в течение дня таким образом баклуши, садятся вечером в служебный автомобиль и едут в элитный ресторан ужинать.

Водитель ждет, а из ресторана везет их либо домой, либо туда, где они проводят ночь. На следующий день все повторяется: машина, кабинет, компьютер, переписка с френдами и комментарии, машина, ужин, машина, ночь. И никакие горожане в этой карусели, понятное дело, не просматриваются.

Улицы и кварталы города они не видят годами и, скажем, жалобы автолюбителей на дорожные ямы и ухабы считают, скорее всего, блажью. Какие ямы и ухабы, где? В компьютере-то их быть не может. В общем, с компьютеризацией у нас, как и со всем прочим. Если на Западе это не больше, чем помощь и облегчение в труде, то у нас замена самого труда, его суррогат, и в итоге – ничегонеделание и паразитирование на населении, на деньги которого власть живет.

Каким может быть выход из карусели, не ясно. Может быть, народ, в конце концов, придет в их кабинеты и выбросит все компьютеры, ноутбуки, айфоны и айпады с планшетниками в окно, а самих их проведет по городу и покажет жизнь. А вообще то, что происходит в США и Европе, эти уходы из социальных сетей, – наверное, все-таки тенденция. Пока робкая, но кто знает, что будет завтра.

Артур Таниев