4 августа 1839 года в селе Нижняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне Радищевского района Ульяновской области) в семье звонаря родился Андрей Светлаков, будущий епископ Калужский и Боровский Александр, известный богослов.
С 1848 по 1860 год Светлаков учился в Симбирске, сначала в духовном училище, затем в духовной семинарии. После её окончания получил место священника в селе Городищи Буинского уезда Симбирской губернии. Затем переехал в село Кильдюшёво Симбирского уезда, где служил приходским священником и преподавал в местном удельном училище.
В 1870 году А.И. Светлакова постигло тяжёлое горе: умерли члены его семьи – жена и несколько детей. Уцелел один сын. Поразмыслив о своём положении, он принял срьёзное решение: в 1871 году в возрасте 32 лет он стал студентом Казанской духовной академии. В 1875 году окончил её со степенью кандидата, в 1880 году получил звание магистра за работу «История иудейства в Аравии и влияние его на Коран». В 1875–1883 годах А.И. Светлаков был законоучителем в нижегородской гимназии, затем принял монашество и был назначен ректором Вифанской семинарии. Проработав в этой должности около двух лет, наш земляк 30 июня 1885 года был рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии. К этому времени он получил известность как автор более десяти книг и брошюр, в том числе книги «Нравственные уроки в словах и речах» (Н. Новгород, 1882, 133 с.)
С 11 января 1892 года отец Александр служил епископом Дмитровским, был первым викарием Московской епархии и управлял ею во время болезни митрополита Леонтия (Лебединского).
С 29 января 1894-го по день кончины, последовавшей 8 октября 1895 года, в сане епископа возглавлял Калужскую епархию. Похоронен был в Лаврентиевом калужском монастыре.
Талант владыки Александра проявился в разных областях: пастырской, литературной, педагогической, музыкальной, просветительской. Он опубликовал более шестидесяти книг, брошюр и статей по религиоведческой, религиозно-нравственной и музыковедческой тематике. Специалистам известны его работы «О церковном пении» (М., 1889), «Реализм в церковном пении» (М., 1892). В Симбирской духовной семинарии и Казанской духовной академии на достаточно высоком уровне преподавалась теория музыки, регентское дело, хоровое пение. Епископ Александр сочинил и опубликовал духовно-музыкальные произведения. В их числе – «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Литургия преждеосвящённых Даров». В 1885 году он стал председателем московского Общества любителей церковного пения и возглавлял его десять лет до дня кончины.
Литературоведы положительно отзывались о публикациях владыки Александра: «Направление всего написанного епископом Александром, само собою разумеется, строгоблагочестивое и православное, но вместе с тем он чужд того узкого клерикализма и той вражды к «светскому» просвещению, которые, к сожалению, слышатся в произведениях некоторых иерархов. В проповедях своих епископ Александр является по преимуществу человеком жизни, чутко отзывающимся на злобу дня. Изложение преосвященного живое и вполне литературное».
Благодаря нашему земляку в Калужской епархии была открыта епархиальная библиотека и несколько книжных складов. Разнообразное творческое наследие епископа Александра (А.И. Светлакова) заслуживает изучения и воскрешения их забвения.
Сергей Борисович Петров