В минувшую среду в областной филармонии ульяновских любителей музыки ожидал необычный подарок — перед ними выступило трио из Голландии, исполняющее весьма оригинальную музыку.
Прибывшие в Ульяновск с гастролями музыканты хорошо известны в Европе и США. Это саксофонист Джон Дайк-мен, ударник Клаус Кугель и контрабасист Рауль ван дер Вейде. В российском туре их соп ровождает знамени ты й российский джазмен, саксофонист Сергей Летов.
— Так вышло, что мы давно знакомы с Клаусом Кугелем, — объяснил Летов. — У нас общий импресарио, который предложил, по случаю «Года культуры Голландии в России», организовать эти гастроли. Нам помогли бывший администратор группы «Аквариум» и голландский фонд поддержки музыкантов.
— Ваш музыкальный стиль весьма непривычен. Как воспринимают его слушатели?
— Дело в том, что мы сознательно уходим от классических канонов джаза, — подключился к разговору Рауль ван дер Вей-де. — Наша музыка начинается с ментальной активности, посредством мелодии мы общаемся друг с другом и нашими поклонниками. Главное — выразить свои чувства, даже если это идет вразрез с общепринятыми нормами. Поклонников у такой музыки немало.
— И нам приятно, что российские слушатели понимают нашу музыку, — сказал Джон Дайкмен. — Россияне любознательны, им интересно узнавать все новое. А самое главное — ваша публика очень честная. И если им не нравится выступление, они не будут аплодировать из вежливости, как европейцы.
— Но при этом мы м ожем играть и классический джаз, — продолжил рассказ Сергей Летов. — Например, в Архангельске выступали на утреннике, вместе с учениками музыкальных школ и исполняли многие известные композиции. Могу смело заявить, что все трое участников группы — просто уникальные музыканты, с потрясающей жизненной энергией. Скажем, когда играет Джон Дайкмен, такое ощущение, что у него внутри не легкие, а компрессор, настолько сильный и громкий звук он извлекает из своего саксофона. Это, кстати, тоже характерная черта джаза.
— А мы, в свою очередь, никогда не звучали так хорошо, как на совместных выступлениях с Сергеем, — подчеркнул Рауль ван дер Вейде. — Он привнес в нашу музыку новые краски, мы говорим с ним на одном языке.
— Складывается впечатление, что фри-джаз сродни популярной на рубеже 60-70 годов прошлого века психоделии. Нестандартное звучание, яркая образность…
— Я бы сказал, что своей неприкрытой энергетикой фри-джаз больше напоминает музыкальный протест, и этим он ближе к панк-року, — ответил Сергей Летов. — Фри-джаз может и оглушить, и шокировать, но при этом заставляет думать.
— Сергей, в прошлом Вы играли со многими известными российскими рок-группами, которые сейчас жалуются на кризис жанра. По-вашему, в чем причина этого?
— Просто в 80-е у нас было много прекрасных исполнителей, но потом большинство из них перешли на «коммерческие рельсы», — ответил Сергей
Летов. — Получилась этакая разновидность эстрады. Поэтому мне сейчас интереснее поиграть с малоизвестными коллективами из провинции. Пусть они не получают широкого признания, но играют то, что им нравится.
— Сегодня заключительный концерт тура. Чем планируете заняться в дальнейшем?
— Джазовые коллективы, словно свободные пары, — сходятся и расходятся вновь, — смеется Летов. — Вернемся к своим проектам, у всех нас очень насыщенный рабочий график. Но наверняка еще не раз сыграем вместе и посетим ваш прекрасный город.
Даниил Старков

НАША СПРАВКА. Фри-джаз, или свободный джаз, — музыкальное направление, зародившееся в 60-е годы прошлого века в США. Его характерная черта — непривычное звучание инструментов и ярко выраженная импровизация. Со временем это направление широко распространилось во всем мире.