Вчера губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на специальном совещании фактически высказался против мер, предпринимаемых администрацией города Ульяновск в отношении «малой» торговли. Политика, проводимая Мариной Беспаловой заключалась в прекращении арендных отношений с владельцами киосков – предпринимателям стали рассылать «письма счастья» с предупреждением об отказе в продлении аренды земельных участков, сроки которой у многих должны были закончиться буквально сегодня. Позицию градоначальницы мы понимаем и разделяем, ведь не секрет, что никакой сколь-нибудь серьезной социальной роли ларьки не играют. Продукты питания люди покупают в магазинах посерьезнее, удел киосков – торговля пивом, сигаретами и снековой продукцией.
Однако в условиях экономического кризиса ликвидация киосков довольно ощутимо бьет по бюджету. Налог на прибыль многочисленных предпринимателей, а также акцизы на табак и пиво, реализуемые через ларьки – один из источников пополнения казны, а в нынешних условиях ни одна копейка лишней не бывает. Так что и позицию губернатора понять можно.
В то же время, очевидно, что в сегодняшнем «диком» состоянии малую торговлю оставлять нельзя. Киоски зачастую портят облик города. Не секрет, что многие из них грешат продажей «фанфуриков» со спиртосодержащими жидкостями, не брезгуют продавать сигареты и алкоголь подросткам. Видимо, именно это имеет в виду губернатор, говоря о необходимости разобраться с каждым конкретным случаем нарушений владельцами киосков законодательства.
В теории, «в игре» должны остаться только те предприниматели, которые не нарушают закон, но как отделить мух от котлет? Какие из киосков, условно говоря, хорошие, а какие – плохие? Руководитель региональной Корпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов, комментируя ситуацию, признался, что четкого понимания на сегодняшний день нет:
– Мы два раза собирались с общегородским активом предпринимателей и выработали решение: чтобы не было напряженной ситуации в этом вопросе, нам надо понимать правила игры, которые должны быть. Мы толком не знаем сегодня: какие плохие, а какие хорошие киоски у нас в городе. Чтобы в этом разобраться, нужна некая система или концепция, которую в ближайшее время мы и будем вырабатывать.
Уже начала формироваться рабочая группа, куда войдут рядовые представители малого бизнеса, чиновники и общественники, в числе которых – главный редактор Улпрессы Дмитрий Ежов. По словам Руслана Гайнетдинова, главной задачей рабочей группы станет не допустить ликвидации бизнеса, а также определить «правила игры»: какими должны быть киоски? Их внешнее оформление, размер, местоположение, ассортимент реализуемой продукции… Очевидно, власть хочет добиться «окультуривания» бизнеса киоскеров и это, безусловно, правильный подход, но не упрется ли все в реализацию? Хватит ли у коммерсантов сил и средств на переформатирование своего бизнеса, приведение киосков в соответствие с представлениями о современном городе? Пока в этом есть большие сомнения.
Уже сегодня в 17.00 рабочая группа по разработке Концепции развития малой торговли под руководством Руслана Гайнетдинова соберется на первое заседание. Будет ли ее работа результативной? Поживем – увидим. Пока же ясно одно: в ближайшие годы киоски с улиц Ульяновска не исчезнут. Вопрос только в том, что они будут из себя представлять.