Современное ЖКХ – сфера изменчивая; многие перемены в этой области случаются так быстро, что далеко не все из собственников (и даже специалистов) поспевают за ними. Более того, ряд нововведений – к примеру, переход на непосредственное управление, сбор средств на капремонт отдельной строкой и т.п. – происходит достаточно болезненно. В связи с этим всегда любопытно посмотреть, как эти реформы «приживаются» и эволюционируют в течение десятилетий. В Ульяновске есть дом, который предоставляет эту уникальную возможность.
«Новострой» из 1967 года
– Вы знаете, когда риэлторы продают квартиры в нашем доме, они выставляют цены, как за квартиры в новостройке. Вы ведь сами видели, как выглядит дом – и извне, и внутри, – говорит председатель ТСЖ «Заволжский» Валентина ЛЕВУШКИНА.
Действительно: покрашенный в приятный красноватый цвет, с новыми отмостками, с пластиковыми окнами во всех подъездах и благоустроенным двором дом №2 на проезде Сиреневом (на фото) очень трудно назвать рядовой «хрущевкой». Между тем, это всего лишь стандартная пятиэтажка, сданная в эксплуатацию почти полвека назад.
– До середины 80-х годов наш дом относился к типичному домоуправлению советского образца. Это означало, что сантехника, электрика или слесаря не дождешься, а если кто-нибудь из них заявлялся, то все материалы все равно приходилось приобретать самим и т.п. В 1985 году мы решили перейти на самоуправление – я уже тогда несколько лет была председателем ЖСК, – рассказывает наша собеседница.
По ее словам, сначала очень многие жители боялись, говорили, что переход на самостоятельное управление разорит их. Валентину Алексеевну даже вызвали в райком из-за этого и там «прорабатывали».
– Но когда мы спустя один год на накопленные за это время средства полностью поменяли разводку (стояки) холодной воды на качественные оцинкованные трубы, многие жители перестали сомневаться. У нас свой слесарь, бухгалтер, паспортистка и дворник. Мы точно знаем, сколько накопили денег и на что их потратили – все до копейки. Жители сами выбирают, на что направить в первую очередь средства и с каким уровнем качества решить ту или иную проблему, – уверяет руководитель ТСЖ.
Секрет успеха
Один из главных секретов успешности работы товарищества – активность самих жителей и грамотная организация. В доме ни одного более-менее важного решения (от ремонта до суда с должниками) не принимается единолично председателем.
– У нас очень хорошее и компетентное правление, в каждом подъезде – свой старший, собрать очное собрание не составляет никакого труда: все решаем сообща. Только по ремонту кровли мы собирались пять раз, но зато все было сделано на совесть и каждый знает, куда пошли деньги. В ревизионную комиссию входят жители с бухгалтерским и юридическим образованием. Оплату всех работ мы осуществляем только безналичным расчетом, чтобы никого не «искушать», – продолжает рассказывать ЛЕВУШКИНА.
Впрочем, то, как организована работа в товариществе, лучше всего показать на конкретном примере.
Отдельной строкой в платежке
Три года назад кооператив решил сменить форму правления на ТСЖ – для того, чтобы принять участие в капремонте по 185 Федеральному закону. Были подготовлены необходимые документы и сметы на различные виды работ. Но затем жители 2-го дома поняли, что, в общем-то, зря стали ТСЖ.
– К примеру, решили мы качественно покрасить фасад. Я узнала, что в Засвияжье на одном из домов производят как раз аналогичные виды работ в рамках 185-ФЗ. Приехала туда, спрашиваю руководство подрядной организации: «Сколько стоит покрасить фасад такого дома, как наш?». Отвечают: «Около двух миллионов!» – «А если я напрямую заключу с вами договор – без 185-го закона?» – «Что-то около 800 тысяч рублей». Мы подумали-подумали: попадем ли мы в программу по 185 ФЗ – еще неизвестно, а деньги у нас на счету есть. Почему бы не сделать самим?
Стоит отметить, что в отличие от многих ульяновских домов жители Сиреневого, 2, уже очень давно платят за «капремонт» (отдельной строкой в платежке). В настоящий момент они оплачивают данный пункт по 13 рублей с квадратного метра, и не считают это обременительным. Именно такое решение позволяет им ежегодно накапливать приличные деньги для тех работ, которые собственники сочтут нужными.
– В общем, когда приехали подрядчики, мы сами выбрали и цвет, и краски. Они мне говорят: «Это дорогая акриловая краска!». Я им в ответ: «Зато она держаться будет несколько лет!» – а то ведь я видела, чем они красили другие дома: краска – как зубной порошок! Вот они за 800 тысяч покрасили весь дом – включая цоколь. Прошло уже пять лет – и стоит как новый! – улыбается Левушкина.
Что почем?
– Мы ведь первые в микрорайоне стали устанавливать пластиковые окна в подъездах. А после того, как покрасили дом, сделали отмостки, отремонтировали кровлю и в подвале сменили коммуникации, мне тут стали говорить: «Левушкина, ты миллионерша! С жиру бесишься – откуда деньги?!». Я говорю: «Это не я миллионерша, а жители. Если правильно расходовать и не воровать – хватит на все! Ведь у нас 50 процентов жителей – пенсионеры, и при этом мы ежегодно вкладываем в наш дом почти 1 миллион рублей! – уверяет председатель товарищества.
На строку «капремонт», как уже говорилось, собственники 2-го дома отдают 13 рублей с квадратного метра (раньше было 5 рублей, еще ранее – три рубля). Сначала жители возражали и говорили, что «вот будет какой-то конкретный ремонт и тогда начнем собирать средства». Но затем председателю удалось их убедить, что для капремонта нужно копить деньги круглый год – тогда это происходит не так заметно, и не страдает качество из-за ограниченности средств.
На пункт «содержание и ремонт» собственники собирают по 11 рублей с квадратного метра. Часть данных средств идет на зарплату сотрудникам ТСЖ (председатель получает 7500 рублей), из них же оплачиваются работы по вывозу и утилизации ТБО и другое. При этом жителям вовсе не приходят платежки на бешеные суммы, поскольку основная экономия приходятся на коммунальные ресурсы.
– У нас дом полностью оприборен: экономим на теплоснабжении с помощью регулирования и качественного утепления всего теплового контура дома. Не так давно мы существенно уменьшили потери холодной воды (ГВС у нас нет, так как у всех стоят газовые колонки), то есть минимизировали несоответствие между общедомовым счетчиком и квартирными приборами учета. Кстати, с потерями воды помогла справиться газета «Управдом»! – замечает ЛЕВУШКИНА.
Оказалось, что Валентина Алексеевна прочитала в нашей газете о том, как в ТСЖ «Луч» (Промышленная, 32) боролись с магнитами на счетчиках и взяла этот опыт на вооружение.
Магниты не пройдут
Когда ввели плату за так называемые «общедомовые нужды», на Сиреневом, 2, стали выявляться странные потери ГВС. Дело дошло до того, что «исчезало» до 500 кубометров воды.
– Я созвонилась с организацией, которая проверяет счетчики на намагниченность, затем мы на собрании правления решили организовать эту проверку. Естественно, оповестили всех жителей заранее. И что вы думаете: когда стали ходить по квартирам, так у некоторых магниты лежали прямо на приборах учета! – разводит руками наша собеседница.
В результате было выявлено почти 30 квартир, где пытались «сэкономить» на воде. Указанные приборы учета по требованию общего собрания собственников были заменены, и буквально за месяц потери снизились с 500 до 15 кубометров!
P.S. Беседа с Валентиной ЛЕВУШКИНОЙ получилась столь насыщенной, что мы решили продолжить разговор о 2-м доме по проезду Сиреневом в следующем номере «Управдома». Председатель расскажет о том, как отремонтировать кровлю в доме так, чтобы потом «не было мучительно больно», и поделится своим опытом борьбы с неплательщиками.
Евгений Нувитов