Один мой знакомый, житель нашей области, как-то рассказывал мне, что были времена, когда алкоголиков было мало:
– У нас в селе всего трое было: Саня Электрический, Толя Горелый и Никита Корка Хлеба. Все их знали. А теперь?! Все пьют! Непьющих, наверное, трое, да и то сказать стесняются…
После этого разговора мне стало интересно ознакомиться с современной статистикой, так ли это. Полученные данные представляю вашему вниманию.
Принято считать, что в России пьют значительно больше, чем в других странах. Это не так.
Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения и Еврокомиссии «ветвь первенства» делят между собой Молдова и Великобритания.
Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщает, что с 2009 года число наших соотечественников, для которых ежедневное алкогольное расслабление является нормой, снизилось на 3 пункта – с 8 до 5 процентов.
Треть россиян теперь заявляют о том, что не пьют совсем. Чаще всего сознаются в употреблении алкоголя 70% жителей крупных городов. Это молодые люди от 24 до 44 лет. Однако, как говорит сопредседатель коалиции «За контроль над алкоголем» Дарья Халтурина, «берем мы градусом»:
– Пол-литра водки в месяц – это и есть наша российская катастрофа. Шесть литров водки на взрослого в год. И водка – это ведь не весь алкоголь, который пьют у нас. Еще виски, самогон, не учтенное в статистике нелегальное спиртное.
В итоге получается примерно 10 литров крепкого алкоголя в год на одного взрослого. Нигде в зарубежной Европе этот показатель не превышает 2-3 литров.
Как говорят ученые, одним из значимых пунктов в данной проблеме – качество алкоголя. В той же Великобритании его делают из хорошего зерна, что позволяет ему считаться элитным и иметь соответствующую цену, у нас же спирт чаще всего производят из различных отходов, что повышает его токсичность, однако удешевляет его до таких пределов, что он становится доступен широким массам в больших количествах.
Вызывает опасение тот факт, что современные алкоголики, например, у нас в городе употребляют в основном «перчик» и «боярышник», которые, несмотря на рейды и запреты, еще можно купить во многих магазинах и киосках Ульяновска. Один из жителей города рассказал, что, с тех пор как «фанфуриков» не стало в магазине, где он их брал, стал запасаться ими в области:
– В каждом сельмаге есть! А там еще и дешевле бывает -15 рублей в среднем. Я в пятницу еду, беру на выходные целую сумку! Мне хватает, – пьяно улыбается он.
Тем не менее в Ульяновске за уровнем алкоголизации власти следят пристально. И это дает плоды: по результатам первого полугодия 2013 года количество «спиртных» отравлений уменьшилось на 4, а смертельных случаев – на 8 процентов. Преступлений же, совершенных «в пьяном угаре», тоже стало меньше – на целых 15 процентов.
Павел Половов