Уважаемые руководители органов власти города Ульяновска!

 

В мае 2013 года администрацией города на основании предписания органов ГИБДД были демонтированы пешеходные переходы на ул. Гончарова в районе Центрального универмага и на перекрестке с ул. Бебеля.

Сотрудники ГИБДД руководствовались нормой ГОСТ Р 52766-2007 (пункт 4.5.2.1), которая устанавливает, что между пешеходными переходами на автомобильных дорогах в пределах городских поселений должно быть расстояние 200-300 метров. Арбитражный суд Ульяновской области поддержал такую позицию ГИБДД своим решением от 08 июля 2013 г. по делу №А72-5436/2013.

Вместе с тем мы считаем, что рассмотрение вопроса о нарушении норм ГОСТ было неполным, а предписание о демонтаже пешеходных переходов выдано необоснованно.

ГИБДД и суд не учли, что ГОСТ Р 52766-2007 в качестве самостоятельного элемента обустройства дорог выделяет остановочный пункт общественного транспорта (раздел 5.3). Пунктом 5.3.3.1 установлено, что остановочный пункт общественного транспорта в пределах населенных пунктов должен состоять из определенных элементов, в том числе – пешеходного перехода.

На участке ул. Гончарова в районе Центрального универмага с обеих сторон автомобильной дороги расположен остановочный пункт общественного транспорта, в указанных местах установлен дорожный знак 5.16 “Место остановки автобуса или троллейбуса”.

Таким образом, демонтаж пешеходного перехода в указанном месте противоречит пункту 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, который имеет такую же юридическую силу, как и пункт 4.5.2.1, но является по отношению к нему специальной нормой.

Оставленный пешеходный переход на перекрестке улиц Гончарова и Энгельса, наоборот, создает большую опасность для участников дорожного движения, так как расположен на изгибе автомобильной дороги, а кроме того на указанном участке на крайней правой полосе постоянно расположены припаркованные автомобили. Изгиб дороги и наличие припаркованных автомобилей ухудшают, а иногда и полностью исключают, взаимную достаточную видимость пешеходов и водителей, что прямо противоречит ФЗ “О безопасности дорожного движения”.

В 1977 году ВНИИБД МВД СССР были приняты “Методические рекомендации по регулированию пешеходного движения”. Данный документ “может быть использован при рассмотрении представляемых на согласование проектов строительства и реконструкции городских улиц и дорог, а также при решении вопросов, связанных с улучшением пешеходного движения”. В соответствии с данными методическими рекомендациями в любом случае изменения схем пешеходного движения предварительно должен быть проведено обследование пешеходного движения и анализ ДТП с участием пешеходов.

Далее, в методических рекомендациях сказано, что пешеходные переходы следует располагать в соответствии со сложившимися маршрутами движения пешеходных потоков, выявляемыми в результате проведения обследования пешеходного движения. Поверхность проезжей части в месте расположения пешеходного перехода должна быть видна водителю на улицах и дорогах местного значения – 75 м, на автомобильных дорогах при расчетной скорости движения 60 км/ч – 75 м, при расчетной скорости 40 км/ч – 50 м.

В зоне треугольника видимости наземного нерегулируемого пешеходного перехода не допускается размещение строений и зеленых насаждений высотой более 0,5 м. Стороны треугольника видимости следует принимать равными 8´40 м при расчетной скорости транспортного движения 40 км/ч, 10´50 м – при скорости 60 км/ч. В указанных зонах целесообразно запрещать стоянку и остановку транспортных средств.

В настоящее время единственный оставленный пешеходный переход на перекрестке улиц Гончарова и Энгельса нарушает приведенные рекомендации полностью: он расположен на изгибе дороги, по стороне при движении от ЦУМа на пешеходной аллее высажены зеленые насаждения, по стороне движения к ЦУМу практически всегда расположены припаркованные автомобили. Таким образом, требование об обязательной достаточной взаимной видимости пешеходов и водителей не соблюдается.

Указанные требования вполне соблюдались на демонтированном пешеходном переходе на перекрестке улиц Гончарова и Бебеля (а также все вышесказанное справедливо и для перехода у остановочного пункта напротив ЦУМа).

При этом важным обстоятельством является также и то, что в связи с демонтажем указанных переходов пешеходная аллея по ул. Гончарова фактически заканчивается тупиками, как со стороны улицы Бебеля, так и со стороны ЦУМа.

Интернет-сообществом “Городская среда Ульяновска” был проведен опрос, который показал, что более 65% жителей считают целесообразным проведение предварительного обследования пешеходных потоков и возврат пешеходного перехода в районе ЦУМа.

На основании изложенного убедительно просим Вас:

1. Провести обследование пешеходных потоков на участке улицы Гончарова от пересечения с улицей Ленина до пересечения с улицей Карла Маркса с целью выявления зон притяжения пешеходов и определения схемы размещения пешеходных переходов с точки зрения безопасности и удобства. В случае проведения такого обследования просим разместить результаты на сайте администрации города для публичного ознакомления жителей.

2. Восстановить пешеходный переход в зоне расположения остановочного пункта общественного транспорта на ул. Гончарова в районе Центрального универмага в связи с нарушением требований ГОСТ Р 52766-2007 (пункта 5.3.3.1).