Сегодня ресторанный бизнес сильно опасается внесенных в прошлом году в 171-й Федеральный закон изменений, а точнее, их последствий. Изменения Закона по прежнему регулируют производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, но ставят под один “расстрел” с нечестным бизнесом и ресторанный бизнес, который в Ульяновске находится “на старте” развития.
27 декабря 2012 года к данному закону вышло постановление № 1425. «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
Предусмотрен порядок и новые – дополненные списки “рисковых” объектов, метраж до которых устанавливается органами муниципальной власти. Способ расчета: прямая линия (циркуль) или маршрут пешеходных дорожек от входа до входа на выбор. И все бы ничего, ведь не раз вносились изменения и считались метры, но проблема в том, что даже на федеральном уровне уже осознали, что не все изменения сочетаемые. Дополненный список “рисковых” объектов включает в себя и малые коммерческие организации, которые могут хаотично открываться и, в отличии от ресторана, могут безболезненно менять дислокацию. Уже сейчас на федеральном уровне активно обсуждается необходимость разделения лицензий общественного питания и розницы, необходимость исключения ряда объектов, корректировка утвержденного списка. К слову, работу в данном направлении провели только порядка 10 субъектов, многие провели и сразу получив результат, поспешили отказаться от больших расстояний или приняли решение подождать.
В результате, например, ресторан может остаться без лицензий при открытии по соседству маленького частного медицинского кабинета (новый список включает и такие объекты), что само по себе является абсурдом. Кроме того, не стоит забывать, что принимаемый метраж ограничивает продажу уже далеко не только крепкого алкоголя. Речь идет о том, что под хорошую закуску гости ресторана или кафе не смогут заказать даже дорогого вина или иного слабо алкогольного напитка. Поэтому подход к исполнению законодательства муниципальными образованиями должен быть аккуратным и взвешенным…
Необходимо отметить, что данный порядок рекомендует и разрешает дифференцированный подход при определении прилегающих территорий в части общественного питания. В этом положительный момент – федеральные законодатели понимают, что ресторанный бизнес имеет отличия от розничного и алкогольного бизнеса и дают возможность на местах самим принимать решение.
Но…. Власть в регионе читает это буквально, не принимая во внимание возможности сохранения качественного бизнеса своего города, а горожане, да и бизнес города не знают многих тонкостей изменений законодательства.
О том, что необходимо начертить ” красную” зону на карте города известно стало в конце 2012 года. Был почти год на изучение проблемы и последствий, аналитику и взвешенное решение. Но только в октябре этого года в администрации г. Ульяновска при комитете по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей собрали рабочую группу.
“Мы даже надеялись, что доживем до новых поправок, которые , я думаю, в ближайшее время будут. Я считаю, что сейчас необходимо подождать”, – Марина Никитина
Рабочая группа на 40% состояла из предпринимателей. На решение и выводы дали три недели.
“Сказать, что у всех участников такового процесса были разночтения законодательства, порядка и правил – ничего не сказать. Я и сейчас считаю, что представители власти не верно читают данный документ. Изучив практику и подходы к данной проблеме иных субъектов, могу сказать, что каждый прочитал по своему. Еще больше возмущает подход “копирки” соседних регионов без учета положительных для бизнеса и горожан решений. Искать потери , наверное, в своем бюджете будем. А от него зависит каждый горожанин”, – Марина Никитина
Как сейчас понимают предприниматели, решения рабочей группы по определению границ прилегающих территорий носили рекомендательный характер, а рекомендации предпринимателей никому оказались не нужны.
Сейчас есть большая вероятность, что оно выйдет с 50 м. без применения дифференцированного подхода…
“Если в результате в постановлении окажется 50 метров, то я не понимаю, зачем спрашивалось мое мнение и мнение предпринимателей. На одной из встреч с предпринимателями, М.П. Беспалова озвучила, что в ресторанном бизнесе большие наценки на алкоголь. Так это и хорошо, значит мы и не можем способствовать алкоголизации. Если говорить о статистике, то выручка с алкоголя в ресторанах и кафе составляет примерно 30 % ( усредненно), но при этом в ресторанах реализуется не более 3% всего оборота алкогольного рынка. Я думаю не стоит объяснять, что мы не созданы для тех у кого ” праздник каждый день” и что мы не продаем “перчик”, дети в рестораны и кафе по определению без родителей попасть не могут, а взрослая жаждущая “левого спирта” аудитория и дома не плохо спивается и чеки в наших заведениях для них высоки. А вот качественный алкоголь – бокал сухого вина , например, за ужином или в собственный праздник в ресторане или кафе.. У гостя заведения должен быть выбор”, – Марина Никитина
Кроме того, ресторанный бизнес открывается далеко не за маленькие деньги, вносит необратимые изменения в помещения, содержит штат персонала от 20 -70 человек.
“Именно эти злополучные всего 3 % большого алкогольного рынка и позволяют содержать штат и окупать работу сомелье и бармена, сервис и дизайн. Перенести такой бизнес из за изменений правил игры – нельзя, проще закрыть. “, – Марина Никитина
Дислокация бизнеса в нашем городе , в том числе и из списка “рисковых”объектов – Ленинский район, большая часть. Это менталитет – все в центр. Он то как раз и вызывает самое сильное опасение, так как качественный ресторанный бизнес расположен там же.
“Именно в центре почему то крайне необходимо быть студенческой поликлинике, громадному стадиону, вход у которого то с одной, то с другой стороны.”, – Марина Никитина. Стадион планируется реконструировать в 2014 году и в скольких метрах будет данный вход вообще сложно предположить, а для бизнеса он теперь ” пороховая бочка”. Честному бизнесу для развития нужны понятные и стабильные правила игры.
“Для контроля нечестных и теневых игроков рынка есть 150 контролирующих структур, зачем мы идем путем наименьшего сопротивления?Необходимо менять и корректировать законодательство для исключения таковых возможностей. В противном случае, проще установить 300 метров и обвести циркулем весь город, а еще легче остановить заводы и винодельни. Но мы же этого сами не хотим. Тогда зачем лишать бизнес 30%, которые включают в себя заработную плату?”, – Марина Никитина
И вот тут уже вопрос, хотим мы или не хотим обеспечить качественную встречу гостей и досуг населения, будем ли мы развивать данную отрасль или закроем эту тему сразу после принятия такового постановления.
50 метров “по прямой” может оставить даже без вина к ужину, а значит ставит под угрозу закрытия: Ресторан “Карл Маркс Штрассе”, развлекательный центр “Кеды”, открытие текущего года Тратторию “Папа Джованни”, ресторан Дубинин, ресторан “Noblesse”,” Хацумо”…
“И , думаем, что это далеко не весь список, так как мы не знаем каким учреждениям и структурам “рискового” списка принадлежат те или иные здания и сооружения, посещают их или нет, “живые” или нет вывески коммерческих структур из такого списка. Министерства нам на запросы не ответили, а только уточнили, что есть еще и федеральная собственность…”, – Марина Никитина
И если завтра рядом с рестораном откроется ” частник – стоматолог”, то приоритета ресторан не получит.
“А теперь задумайтесь, часто ли Вы выходя от зубного врача частной клиники имели желание поесть и выпить в ресторане? Вот и я думаю, вряд ли …”

Автор – руководитель НП” Ассоциация рестораторов Ульяновской области”