В системе образования – снова перемены, в эпоху которых, как известно, обычно желают жить врагу. Под предлогом экономии бюджетных средств в районах города создаются централизованные бухгалтерии. Соответственно, бухгалтерии школ и детских садов ликвидируют. На улице останется порядка трехсот специалистов.
Свои бухгалтерии в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях появились, кстати, не так давно. Года четыре назад были ликвидированы районные управления образования, а школы стали самостоятельными организациями – юридическими лицами. Депутат ЗСО Ростислав Эдварс напоминает, что в момент перехода к самостоятельности Ульяновск был впереди многих регионов России – это достижение отмечали в федеральном центре. Путь был непростым: директора школ «заманивали» к себе специалистов, бухгалтеры проходили обучение, для них ремонтировали и оборудовали техникой кабинеты, закупалось программное обеспечение – на все это ушли значительные средства. У руководителей учреждений впервые появилась возможность распоряжаться финансами – пусть даже мизерными. И теперь с этой системой решили порвать.
По сведениям «СК», идея объединенных бухгалтерий вызывает у сообщества директоров, мягко говоря, недоумение. Понятно, что сразу экономии не будет. Например, нужно выплатить пособие по сокращению бухгалтерам более чем 250’учреждений. Оборудовать новое помещение, обучить специалистов, опять-таки закупить программное обеспечение. Уже ведется аудиторская проверка учебных заведений. По информации «СК», все учреждения проверяет одна фирма, которая получит за работу порядка 2,5 миллиона рублей.
Понятно, что рано или поздно экономический эффект все же появится, но, подозреваем, перемены затеяны не без определенного интереса. Взять тот же аудит – в факте проверки финансовой деятельности сразу всех учреждений одной фирмой может крыться коррупционная составляющая. Допустим, объединение похожих заказов действительно делается из побуждения сэкономить. Но не случайно, наверное, большой заказ на обеспечение всех школ компьютерами был отклонен в этом году инспекторами УФАС. Другой большой аукцион – по установке в школах пластиковых окон – все же был проведен, но каким образом? Родители ульяновских школьников недоумевали в течение всего лета: их предупредили, что окна заменят в дни каникул. В действительности работы где-то начались только в последних числах октября, а в ряде школ новые окна появятся только зимой. Наверное, городской бюджет сэкономил копейку и сберег рубль, но почему ценой неудобства, созданного школьникам и учителям?
Непонятно, как будет работать бухгалтерия, в которой на несколько специалистов придется большое количество руководителей. За последнее время они привыкли работать в тандеме с бухгалтерами, которые знают все тонкости своего дела, вовремя замечают и предотвращают ошибки, сообщают о сэкономленных средствах, которые можно, например, выдать учителям в виде премии.
– В Законе «Об образовании» четко прописан вопрос о финансовой самостоятельности общеобразовательных учреждений, – акцентирует Эдварс. – Поэтому если и переходить к централизованной бухгалтерии, то нужно находить такие формы, при которых управляемость процессом не пострадает. Очевидно: как только руководитель перестанет управлять финансами, он сразу их потеряет. Для плохого руководителя финансовая ответственность – только лишняя обуза, от которой он избавится. А хороший директор потеряет возможности,
которые дала ему самостоятельность учреждения.
Справится ли маленький коллектив с огромной работой, с нынешней системой аукционов, требующей подготовки большого количества документов? Школа – большой и сложный организм, случись что, даже из-за небольших трат вновь и вновь бежать куда-то, выпрашивать копейки? Ситуация, в которой руководитель фактически не будет играть решающей роли, но по-прежнему продолжит нести ответственность, выглядит довольно абсурдной.
Конечно, можно вспомнить недавние времена, когда средствами распоряжались районные отделы образования. Но тогда и системы госзакупок не было, и система оплаты труда была другой. Сейчас, несмотря на всеобщую компьютеризацию, еще больше развилась бюрократия. Учителя жалуются, что ни подготовка к урокам, ни сами уроки не отнимают столько времени, сколько бесконечные отчеты и оформление документов. К каждым трем «бумажкам» десятилетней давности «приросло» еще штук десять. Мало где директор остается «учителем всех учителей»,сейчас ему приходится ломать голову над тем, например, где и на какие деньги обустроить велосипедные парковки для школьников (нужны ли они – отдельный вопрос). Или изучить и внести предложения в «Концепцию развития социальной сплоченности в Ульяновской области до 2020 года» – есть у нас и такой документ, во всей красе демонстрирующий имитацию деятельности уважаемых чиновников.
Много вопросов вызывает и работа с новой системой начисления зарплаты, в которой важную роль играют стимулирующие выплаты. Насколько реально премировать каждого отдельного учителя за его личные успехи через централизованную бухгалтерию? Не приведет ли это к некоему усредненному стимулированию и, соответственно, к снижению учительских зарплат? Кстати, в ответ на нашу публикацию «Денег получать больше не стали» (в № 126 от 9 ноября) нам позвонили учителя общеобразовательных школ, школ искусств и сказали, что у них – как у медиков. «Потолок» молодого специалиста – 10 тысяч рублей, учитель со стажем, категорией, большой нагрузкой получает 15-16 тысяч рублей, а больше 20 тысяч рублей в городе получают единицы.
Кроме того, в последнее время родители взволнованы слухами о слиянии школ – началась работа по объединению школ № 35 и 12 в дальнем Засвияжье, а также № 14 и 74 на Нижней Террасе. Родители учащихся школы № 35 остро отреагировали на информацию о слиянии: 12-я школа не пользуется популярностью в микрорайоне. Она маленькая – сейчас в ней учится порядка 300 детей, особыми успехами похвастать не может, на крыльце безнаказанно курят 12-13-летние подростки, а недавно рядом с ней ученики избили молодого учителя…
Но эти учреждения хотя бы находятся рядом, и если учащихся распределят по разным зданиям, возможно, 35-й школе удастся перейти на обучение в одну смену. А школу № 14 планируют просто закрыть. В свое время в Ульяновске забросили и отдали в аренду здания детских садов, к чему это привело – все знают. Чем продиктовано решение отправить детей с улицы Академика Королева в 74-ю школу на улицу Гоголя – непонятно, но явно не заботой об учениках.
Анна ШКОЛЬНАЯ