Мне уже страшно читать ежедневные сообщения ГИБДД о том, как автомобилем сбит очередной пешеход. Словно охота идет на них. И такое ощущение, что с каждым месяцем таких сообщений становится все больше.
Между тем, на федеральном сайте госавтоинспекции отмечается, что «пешеходный переход или «зебра» считается самым безопасным участком на дороге для пешеходов».
Не знаю, где считается, но только не в Ульяновской области, да и не в России.
Я уже не раз писал об этой проблеме. Когда-то, еще в 2004 году в «Российской газете» рассказывал о том, что «В Ульяновске зебры не живут». Это было время, когда еще пешеходы старались идти не по переходу, а где-нибудь подальше от него, считая, что так более безопасно, «потому что водители на «зебре» даже не тормозят». Но вскоре, кажется, в том же году, Владимир Путин указал на непорядок с переходами, и тут все вдруг забегали и засуетились – «надо ж, и вправду «зебры» не работают!». Стали следить, штрафовать, штрафы увеличили… Никто не верил, что это будет, но это все-таки случилось – постепенно водители привыкли и стали останавливаться у «зебры». Поначалу пешеходы этого даже пугались и шарахались от таких «ненормальных машин» как от чумных. Потом стали потихоньку тоже привыкать и даже переходить, кланяясь «столь благородным рыцарям». Потом совсем освоились и стали уже смело переходить дорогу на обозначенном нерегулируемом переходе. Потом – уже слишком смело, даже не глядя по сторонам. И вот тут пошла новая волна наездов на пешеходов.
Недаром ГИБДД отмечает, что «стабильный рост по этому показателю отмечается с 2004 года, девять лет назад Госавтоинспекция зафиксировала за год 10135 наездов на пешеходов в зоне действия перехода, 944 из них погибли. В 2012 году таких инцидентов насчитали уже 17808 — 1156 пешеходов погибли, а увечья получили 17978 человек» (http://www.gazeta.ru/auto/2013/03/15_a_5059065.shtml , март 2013 г.).
В этом тексте Газета Ру проанализировала отчета об аварийности на пешеходных переходах в России, подготовленного в ГИБДД. Оказалось, примерно каждое третье ДТП в России происходит с участием пешехода. В 2012 году общая доля таких аварий составила 28,5%, в среднем на 100 пешеходных переходов приходится 9 ДТП, 72% ДТП с пешеходами происходит на нерегулируемых наземных переходах (без светофоров). При этом наиболее опасными для пешеходов являются вторая полоса четырехполосных улиц и дорог (17,8% от общего числа всех наездов на пешеходов на пешеходных переходах и 18,3% всех смертельных случаев в результате таких ДТП). Дело в том, что если водитель, движущийся по правой полосе, все-таки видит и пешехода, и знак, то тот, что едет по левой, не видит ни знака, ни пешехода из-за того, что для него в таких случаях чаще всего обзор закрыт, фонарей нет, знак не виден, а фары его даже при всем желании не смогут осветить голубой треугольник. Конечно, по правилам, заметив торможение соседа, водитель должен тоже притормозить, но все ли привыкли эти правила исполнять? А даже на разрешенной скорости в 60 км/час остановиться перед неожиданно оказавшимся перед ним человеком он уже никак не успеет.
Но большинство водителей, даже заядлые нарушители, если бы увидели издалека, что впереди есть обозначенный нерегулируемый пешеходный переход, обязательно бы притормозили.
«Почти третья часть (31,7%) наездов на пешеходов на пешеходных переходах связана с наличием недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети и элементов её обустройства. Доля числа погибших при таких ДТП с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями ещё выше – 33,9% от всех погибших при наездах на пешеходных переходах. Более того, каждому пятому (20,7%) ДТП на пешеходном переходе способствовали отсутствие или плохая различимость горизонтальной дорожной разметки, с отсутствием, неправильным применением или плохой видимостью дорожных знаков связано 4,5% наездов», – отмечает ГИБДД.
Я думаю, последняя цифра даже занижена. «Большая часть пешеходов сбивается в темное время суток: они просто не видны водителю», – говорит председатель «Союза пешеходов» Владимир Соколов. «Большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток», – подтверждает ГИБДД на своем сайте.
А в Ульяновске эта проблема особая. О самих дорогах уже все сказано, о том, что улицы многие неосвещенные – тоже многие знают. И о том, что в этом году разметку почти нигде не обновляли и зебр практически не видно – об этом знают все водители. Недаром губернатор на аппаратном в понедельник в очередной раз напомнил дорожникам о необходимости срочного обновления разметки. Жаль, что поздновато.
Но одной разметки мало (хотя я сомневаюсь, что поручение губернатора будет выполнено – город большой, а снег пойдет со дня на день). Я уже писал об этом год назад, но готов повторить: пока не будет решен вопрос со спецосвещением переходов и знаков, улучшений не будет. Эти переходы – единственное место, где встречается автомобиль и пешеход. Они даже намного важнее наших ужасных дорог, потому что если на ужасной дороге ломают машины, то на ужасных переходах просто убивают людей. И, я думаю, для власти и ГИБДД решить эту проблему – задача номер один, потому что главное – сохранение жизни. По информации ГИБДД, за 9 месяцев 2013 года в Ульяновской области произошло 406 ДТП с участием пешеходов, в которых 40 человек погибли и 392 получили травмы.
Сегодня в Москве уже думают о том, как осветить пешеходные переходы и сделать их безопасными. В этом году там планируется установить спецподсветку на 70 переходах, и потребуется на это всего-то менее четырех миллионов рублей (http://www.m24.ru/articles/20820 ). Аналогичные решения начинают принимать власти и в других регионах страны (http://newsper.net/ru/article/region/3/theme/16?id=686329&date=2012-04-23 ). Жизнь человека одинаково дорога что в столице, что в провинции.
Депутаты еще приступят к рассмотрению бюджета во втором чтении. Может, все-таки есть смысл подумать о ежегодном спасении хотя бы 50 жизней.

обустройство пешеходных переходов
переход 3
переход