Проезд на пригородном поезде подорожает.

Другого выхода из ситуации, в которой компания-перевозчик перестанет терпеть убытки, в регионе не видят. Проще совсем отменить пригородные рейсы, но на этот шаг не пойдут ни пассажирская компания, ни «Куйбышевская железная дорога».

Проблему обсудили на днях в региональной Общественной палате.

Пригородные железнодорожные перевозки всегда были убыточными, пояснил председатель комиссии по вопросам бюджетной политики, ЖКХ и сельского хозяйства Общественной палаты Вячеслав Ярош. Но и отказываться от них нельзя. Преимущества поездок на поездах очевидны: безопасность, четкое движение по графику при любой погоде, низкая цена на билеты. Разница стоимости билетов на поезд и автобус весьма ощутимая. Например, путь из Ульяновска в Инзу на поезде обходится в 170 рублей, на автобусе 280, в Майну – 64 и 127 рублей соответственно, до Димитровграда 100 и 150 рублей. Неудивительно, что ездить на поезде предпочитают люди небогатые – школьники, студенты, садоводы, пенсионеры. Но, судя по всему, тариф медленно, но верно будет увеличиваться, пока не сравняется с автобусным.

По словам генерального директора ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» Игоря Поляева, организация ежегодно терпит убытки. Причин тому много. Это и «зайцы», в лучшем случае отделывающиеся небольшими штрафами. И недобросовестные пассажиры, приобретающие билеты до ближайшей станции, но проезжающие до последних остановок. И переложенные с федерального на областной бюджет компенсации федеральным льготникам. И намерение сделать то же самое с компенсацией проезда школьников. Более того, правительство РФ предполагает половину годовых субсидий ОАО «РЖД» также взвалить на региональные бюджеты. Это станет непосильным бременем, убеждены железнодорожники.

По прогнозам компании-перевозчика, на конец года ее убыточность составит 151 миллион рублей.

Благодаря компенсации из областного бюджета 41 миллион рублей убытка погашен, однако власть до сих пор не выполнила обещания компенсировать во втором полугодии еще 40 миллионов рублей. В следующем году убытки возрастут не менее чем до 200 миллионов рублей, а в проекте областного бюджета расходы на компенсацию убытков заложены на сумму всего в 42 миллиона рублей. Железнодорожники попросили членов Общественной палаты обратиться к областной власти с просьбой увеличить размер компенсации.

Для того чтобы снизить убыточность предприятия, компания уже сократила количество ежедневных рейсов до 23. В следующем году из расписания уберут еще три рейса.

Вместе с тем предполагается восстановить движение поездов в сызранском направлении, поскольку произошедшее в этом году ограничение маршрута следования поездов по территории Ульяновской области (поезд следует до станции Молвино) уже вызвало сокращение пассажиропотока с 1,1 миллиона человек до 900 тысяч (проанализирован период за десять месяцев прошлого и нынешнего годов). Есть у компанииперевозчика и еще одно предложение по привлечению пассажиров: организация проезда на автобусе до железнодорожного вокзала и затем на поезде до пункта назначения по единому билету.

Заместитель начальника Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений Виктор Ломтев рассказал, что в связи с открытием вокзала на Верхней Террасе после капитального ремонта губернатор заявил об организации внутригородских железнодорожных перевозок, и неплохо бы для этого обновить подвижной состав, заменив паровозы на рельсовые автобусы. Но пока это предложение сродни заявлению о полетах на дирижаблях и летающих тарелках, поскольку, подчеркнул Ярош, в проекте областного бюджета на 2014 год не предусмотрено ни копейки на осуществление этой идеи. Ульяновцы не только не получили нового вида городского транспорта, но и остались без системы скоростных перевозок по реке.

Директор департамента цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области Дмитрий Сычев подчеркнул, что в Ульяновской области, да и в России в целом, нет экономически обоснованного тарифа на пассажирские перевозки. Не существует даже методики его расчета. Его необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне.

Анна Школьная