Опасения противников религиозного воспитания в российских школах, кажется, оправдываются: предмет уже нацеливается на выпечку из маленьких россиян субъектов, раболепствующих перед властью. Мечты эти, впрочем, тщетны, поскольку ими же был томим и царский режим, но ему клерикализация не помогла.
Из предметов религиозной культуры в школах несколько лет назад было введено изучение основ православия, ислама, буддизма и иудаизма как основных и официально признанных конфессий. Изучение факультативное, то есть как бы добровольное, но в ряде регионов эта добровольность интенсивно вытесняется обязаловкой. Изучают в основном православие. По России уже сотни чисто православных школ и образовательных центров, где висят иконы, а занятия начинаются с коллективной молитвы. Молятся дети и еще несколько раз в день по разным поводам – например, перед принятием пищи. Изучают жития святых и Евангелия.
Через религиозную призму преломляются и другие, условно светские, предметы. В естествознании поминается, скажем, теория Дарвина, но говорится, сколь позорной является мысль о происхождении человека от обезьяны. Рассказывается, что и все на земле сотворено Богом даже стрекоза, и на уроках обсуждается, в какой именно день из семи дней творения Бог стрекозу создал.
И так далее.
Но крайне любопытно даже не такое вот стрекозоведение, а то, как в этих школах трактуются исторические факты. Директор одного из православных образовательных центров в беседе с московским журналистом заявляет: «Кто такие были декабристы? Это же бунтовщики! Революционеры! Против кого они пошли? Против царя! Против помазанника Божия!». То есть сегодня в порядке вещей этакое полуневежество, ведь декабристы были не против царя, а за ограничение его власти конституционными рамками, за реформу монархии по типу английской. Время показало, кто был тогда прав: английская монархия живет и процветает до сих пор, а российская развеяна по свету.
Но такие директорские эскапады можно отнести и к обычному самодурству. Более значимо содержание религиозных учебников. К примеру, в одном из них говорится без какихлибо обиняков (цитата по журналу «Огонек»): «Как гражданин христианин должен повиноваться властям и начальникам. Всякая революция, вооруженная или тайная борьба за захват власти прямо запрещена Писанием». Но где в Писании запрет на революции? По-моему, если упрощенно, смысл Писания в том, что будьте, люди, свободными, но помните – за все потом спросится. Не только с народа спросится, но и с властителей, о чем они, конечно, предпочли бы забыть.
Словом, цель введения в школах элементов религии более чем очевидна – вколачивать в головы детей смирение и послушание. Властям, в первую очередь. И удивительна же тупость этих наших властей, ведь в истории России все это уже было. Те же восставшие декабристы (уважаемые российским обществом, кстати, и в XIX, и в ХХ веке) в детстве молились и учили катехизис. На катехизисе вырос и Владимир Ульянов (Ленин), а Иосиф Джугашвили (Сталин) и вовсе закончил духовную семинарию. И именно эти двое были наиболее беспощадными и к царской власти, и к религии, и к предметам культа, и к храмам. Не знаю, чем это объяснить. Может, тем, что навязываемое в детстве имеет обыкновение отторгаться в более зрелом возрасте, и отторгаться порой в таких экстремальных формах, какие имели место в случае с Лениным и Сталиным. Но не только с ними: церкви крушились, как известно, по всей России. Крушились простыми и вчера еще богобоязненными мужиками.
Если нынешние иерархи РПЦ надеются использовать в своих целях утилитарное желание власти иметь покорных подданных, то надеются зря. Вере нельзя научить, учебой можно только отвратить от веры, которая либо появится в сердце человека, либо нет. И когда она в нем появится, она не спросит ни позволения, ни простого мнения ни у патриарха, ни у президента, ни у самого человека. А начинающейся в школах религиозной муштровкой если кого и готовят, то, скорее уж, ярых атеистов, чем верных прихожан.
Василий Мельник