Что стало с сельскими клубами и домами культуры? Да и как вообще нынче с культурой на селе? «Молодежка» задалась этими вопросами и отправилась в вояж по Сенгилеевскому району.
“НАМ БЫ ХУДРУКА!”
Прошел Год культуры области, а Ульяновск еще ко всему – культурная столица Поволжья. Значит, его провинция должна быть не менее культурной.
Первую остановку делаем в селе Кротково, где проживает около 400 человек.
Заброшенный сельский клуб нашли сразу. Увы, к нему заросла народная тропа. Окна забиты досками, дверь – на замке.
– Уже лет десять здесь ничего нет, – говорит местная пенсионерка Галина Майорова. – Раньше и танцы были, и кино показывали. Вспоминаю свою молодость…
Клуб закрыли, как выяснилось, из-за проблем с отоплением – встала котельная. Потом потекла крыша… У чиновников одно объяснение – нет денег.
Тем не менее, выполняя указания региональных властей по продвижению культуры, местные чинуши открыли сельский клуб досуга в бывшем здании детсада. Нынче клуб – это две комнатёнки и подобие сцены. В этом же здании почта, фельдшерский пункт и кабинет администратора села. Эдакий “кул-центр”.
– Да никто туда не ходит, молодежи практически нет. Ну, бывают дискотеки, но редко, – говорит пенсионерка Ольга Кузина. – А мы и не страдаем без клуба. Кина и дома хватает. Почти у всех спутниковые тарелки. Конечно, хотелось, чтобы был у нас свой худрук. Ведь многие на баяне играют. Призы раньше завоевывали. А наши бабки еще фору дадут “Бурановским бабушкам”.
ПЯТЕРО НА ДИСКОТЕКЕ
Елаур – большое село, здесь есть целый Дом культуры, действующий, и там даже топят. Хотя зрительный зал требует капремонта. Надо менять полы. Киноустановки давно нет – растащили на лом. Одно новшество – акустические колонки.
– У нас есть несколько кружков, но детей занимается мало, – признается директор ДК Николай Куруськин. – На дискотеку последний раз пришли пять человек. Есть свой режиссер, хореограф. Но зарплаты маленькие – от 3,5 тыс. руб. Дом культуры селу нужен, но чтобы его поднять, нужны деньги. А пока я вот из дома на работу свой ноутбук принес. Работать-то надо.
РАЙ ДЛЯ БОМЖЕИ
В Богом забытом селе Русская Бектяшка (там прекрасный вид на Волгу!) когда-то был большой красивый клуб. Здание, хоть и заброшенное, но и сейчас смотрится величаво. В старинном духе. Вполне могло сойти за декорацию к фильмам про старину.
А вот внутри там, в так называемом зрительном зале – рай для бомжей. Бутылки из-под пива и водки, старые матрацы и разбросанные газеты. Валяются шприцы и презервативы. Сразу видно, “окультурились” люди.
– Раньше здесь всё было: и кино, и танцы. И народ ходил, – говорит администратор села Владимир Егоров. – А ведь сруб здания еще нормальный…
В 80-е клуб признали аварийным, тогда это было выгодно, хотели построить новый. Но тут началась перестройка. Вот и “перестроились”. Теперь сельский клуб, почта и библиотека – в одном здании.
В небольшой комнатушке посредине стоит музыкальный центр. На стене висят Путин, Морозов и Бердников. Последний – глава администрации района. Что интересно, его портреты есть почти в каждом сельском кубе. Словно главный массовик-затейник!
В “новый” местный клуб ходят от силы 5 человек. И то – поиграть в карты или домино. Художествен-ной самодеятельности как таковой нет. Правда, в последнее время все больше сельчан стало ходить в библиотеку. Но читают отнюдь не классику.
– Тут к нам мурманчане приехали, передали два чемодана любовных романов, эти книги идут на ура! – признался администратор.
Вышли мы из клуба, а рядом на завалинке местный бедолага в калошах на босу ногу культурно расставил перед собой пару “перчиков” и с удовольствием пил их. Вот и вся культура!
…И так практически везде. Сельские клубы в агонии. Туда никто не ходит. Да и, по большому счету, у нас возник неожиданный вопрос: а нужны ли они? Кино людям заменяют “тарелки”. А чем еще завлечь население, никто не знает. А может, и не хочет знать – за мизерную-то зарплату. Единственным местом культуры на селе стали магазины. Там все последние сплетни, новости, спиртное и закуска. Что до концертов и цирка, то в селах молодежи мало, а пожилым это малоинтересно.
– На кой оно нам! – говорит Петровна (так представилась}.-Тут в огороде тебе цирк. Такие выкрутасы выделываешь… Жить-то надо. Без своего мы пропадем.
УНИЧТОЖАЮТ ШКОЛЫ ИСКУССТВ?
В Сенгилее – другая проблема. Власти решили реструктуризировать культурные учреждения. Под объединение попали Сенгилеевская, Силикатненская и Красногуляевская детские школы искусств. Вместо трех хотят создать одну.
Глава администрации района Бердников провел по этому случаю совещание. Люди говорят, общался с родителями и педагогами не очень-то вежливо. Но родители воспитанников Сенгилеевской ДШИ против такого объединения. Они боятся, что за оптимизацией последует ликвидация школы. Они даже написали протестное письмо губернатору Морозову, а копию направили в “Молодежку”.
– Это нереально – нас объединять, – сказала директор Сенгилеевской ДШИ Надежда Осипова. – Вее три школы разные. У них хореография сильна, у нас – музыкальное и художественное отделения. У нас много плюсов. Мы практикуем индивидуальное обучение. У нас собственное здание, хотя все другие школы арендуют комнаты. Провели газовое отопление. Приобрели музыкальные инструменты, компьютер. Нам также непонятно, почему под сокращение попали директор школы и два сторожа? Это и есть оптимизация? Мы боимся, что с приходом нового руководителя ухудшится психологический климат в коллективе.
Кстати, на совещании родители учеников заявили, что объединение хотят провести с нарушениями.
При этом только в Сенгилеевской ДШИ есть необходимая лицензия на дополнительное образование. Недавно объединили подобные школы в Барышском районе. Педагоги считают, что нужно проанализировать, что из этого получилось, а уже потом “ломать” то, что создавалось десятилетиями.
Местные власти успокаивают педагогов и родителей. Мол, реструктуризация – дело нужное, и ничего плохого в этом нет. Но люди не верят чиновникам.
– Если в городах области бездумно начали уничтожать школы искусств, то о каком культурном воспитании нового поколения может идти речь? – говорят родители.
Кстати, пока мы разговаривали с педагогами, в школу пришли ученики. Всем им безумно нравится здесь учиться. Может, среди них есть будущие Пластовы, Листы или Рихтеры. Но чиновникам, видимо, до этого дела нет.
Арсений КОРОЛЕВ