Георгий Кузнецов
Продолжая обсуждение бюджета области следующего года, «Ульяновская правда» встретилась с вице-спикером областного парламента, председателем комитета по социальной политике Игорем Тихоновым. Насколько социален бюджет-2014? На что нам хватает средств, а на что -нет? И откуда начинается региональная самоидентичность?

– Игорь Викторович, на одном из заседаний бюджетного комитета вы заявили, что «2014 год будет годом развития социальной сферы». И это при тяжелом, чего скрывать, бюджете. Поясните свою мысль.

– Фраза выхвачена из контекста. Напомню, что произнес я ее в ходе полемики с Александром Кругликовым, заявившим, что ни о каком развитии социальной сферы при дефицитном бюджете-2014 речи идти не может. Я же возразил, что определенные стратегические вещи заложены в бюджете каждой социальной отрасли, и все они будут профинансированы. В спорте будут достроены ледовый дворец в Ульяновске («Волга-спортАрена». – Г. К.), ФОКи в Димитровграде, в Базарном сызгане, в сенгилее и в Николаевке, ФОК с бассейном в Новой Малыкле. В здравоохранении в бюджет заложены 120 миллионов рублей, необходимые для получения со-финансирования в размере более двух с половиной миллиардов из федерального бюджета для строительства областного перинатального центра. Полностью будут выполнены и обязательства перед территориальным Фондом медицинского страхования по страхованию неработающего населения, а это – 3,7 миллиарда! Будет продолжено строительство объектов дошкольного образования. Здесь же, напомню, что с будущего года финансирование услуги дошкольного образования стало обязанностью регионального бюджета, но он от этого не рухнул. Заложены в бюджете и все меры социальной поддержки. Наша область, кстати, является одним из лидеров РФ по проценту средств, затрачиваемых из бюджета на разнообразные льготы, – их получателями числятся почти 600 тысяч ульяновцев. Как видите, движение вперед есть, несмотря ни на дефицит бюджета, ни на сложности его верстки. Несомненно, нам бы хотелось большего, но, увы…

– Ваш коллега, председатель бюджетного комитета ЗСО Алсу Балакишиева считает, что в социальной помощи необходимо перейти на адресный метод. Тема не новая, но сложноватая для воплощения в жизнь. Как вы считаете, насколько это необходимо и насколько это у нас получится?

– Верно, о жестком применении принципа нуждаемости и адресности речь идет уже лет десять, с начала подъема российской экономики. сегодня на самом деле значимая категория жителей – и бюджетники, и даже часть пенсионеров – вышла из категории нуждающихся. Здесь важно понимать, что дискуссия идет вокруг льготников, прежде всего, работоспособного возраста. Вот с этой категорией мы и начнем работу. Нам ни в коем случае нельзя воспитывать профессиональных получателей соцпомощи, привыкших жить только на пособия. Могу добавить, что на федеральном уровне сейчас обсуждается новое понятие – малоимущих, а не только малообеспеченных граждан. В случае его принятия, именно первым и будет предназначена основная масса льгот.
Насколько у нас получится именно адресную помощь сделать приоритетной… Здесь необходима детальная проработка самих ее принципов, а некоторые чиновники, облегчая себе жизнь, применяют упрощенный подход. Кстати, в бюджете-2014 прописаны абсолютно все льготы, которые действуют в текущем году. Пока мы в самом начале дискуссии на эту тему, в начале разговора о прозрачном и справедливом механизме предоставления льгот.

– Игорь Викторович, льготы областным ветеранам труда на следующий год сохранены. Но, к примеру, в 2015 году претендентов на это звание будет еще больше, соответственно, вырастет и нагрузка на бюджет, которая сейчас уже составляет один миллиард 57 миллионов. А экономическая ситуация, не исключено, не улучшится. Не приведет ли это к отмене закона о региональных ветеранах труда?

– Введение звания «Ветеран труда Ульяновской области» прошло по инициативе губернатора Сергея Морозова и было поддержано как «Единой Россией», так и самими ульяновцами. Мы тогда собрали более 140 тысяч подписей в поддержку этого проекта. Все это доказывает, что люди, отдавшие и отдающие свои силы и труд родному региону, для нас находятся на первом месте. По сути, именно с этого звания начинается региональная самоидентичность. Это – больше чем льгота. И мне очень обидно, когда звание «Ветеран труда Ульяновской области» по вине чиновников, предоставляющих его походя, нивелируется в глазах общественности. Из-за этого люди не осознают значимость звания, отмахиваясь от него рукой – да что это за звание, его всем дают! Процедура присвоения должна быть другой, полностью соответствовать высокому статусу. Ну не должны мы просто так раздаривать бюджетный миллиард! Но ответ на вопрос, я думаю, понятен. Эта категория льготников будет финансироваться, каким бы сложным не был бюджет региона.

– Финансирование каких статей в социальных сферах вас беспокоит больше всего?

– В медицине – это обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами по 890-му постановлению Правительства РФ и лечение больных редкими, так называемыми орфанными заболеваниями. такие заболевания, как правило, требуют очень дорогостоящего лечения. средств на это в бюджете пока заложено недостаточно. Это знаем и мы, знают и больные, которые уже обращаются в судебные инстанции, и те их поддерживают. Поэтому на недавней встрече губернатора с фракцией «Единой России» Законодательного собрания я призвал сергея Ивановича держать этот вопрос на личном контроле. Еще одна «больная» медицинская тема – ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты. – Г. К.). Их ремонт, содержание, модернизация, обеспечение всем необходимым – очень глобальная задача, и мы надеемся здесь на помощь федерального бюджета. ФАПы являются стратегическим звеном медицины. Отлично, что мы уже подошли к модернизации этого звена, но реализация всего намеченного зависит и от позиции федерального центра.

– В образовании?

– Здесь большая нагрузка легла на бюджет по финансированию дошкольного образования. Муниципальные образования также принимают участие в софинансировании, и у нас пока не отрегулирован ряд вопросов. В частности, вопросы оплаты управляющего и вспомогательного персонала. Что у нас еще осталось? Культура и спорт. В спортивной составляющей бюджета пока откровенно не хватает денег на финансирование команд мастеров – футбольной и хоккейной «Волги». Нет средств на строительство новых спортивных объектов. Вернее, на строительство их в том количестве, в каком нам хотелось бы. Заявок от муниципалитетов много, заметно больше наших возможностей, и мы физически не в состоянии удовлетворить все. с культурой дело обстоит, честно говоря, сложнее. В идеале, услуги в этой сфере должны быть государственными, то есть осуществляться из средств регионального бюджета, потому что бюджеты муниципальные откровенно не справляются с этой нагрузкой. Но это, к сожалению, дело уже не будущего, а 2015 года.

– В этом году вы стали депутатом областного парламента не по партийным спискам, а от округа. Не «тянете на себя одеяло», распределяя бюджетные деньги? Не настаиваете на том, чтобы в ваш одномандатный округ их пошло больше?

– В первую очередь я стал депутатом от партии «Единая Россия». Для всех нас самым важным является отражение в бюджете наказов избирателей. Это не моя личная цель – это цель всей фракции. И в этом деле ни о каком перетягивании одеяла речи не идет. Несмотря на то, что в каждом муниципальном образовании, в каждом населенном пункте есть свои вопросы, которые необходимо решать иногда, кстати, даже не финансово, а чисто организационно, мы спокойно разбили все наказы на три группы: вошедшие в бюджет-2014, наказы, которые найдут отражение в бюджетах следующих годов, и наказы, которые требуют глобального финансирования, по поводу которых мы будем активно работать с федеральным центром. так мы договорились, и ни малейшей «шкурности» никто из нас не допустил.
Хочу добавить, что в рамках второго чтения бюджета мы работаем и с бюджетами муниципальных образований, чтобы добиться максимальной согласованности в реализации заложенных на следующий год 17 государственных программ.

Справка «Ульяновской правды»
Тихонов Игорь Викторович.
Родился 22 февраля 1967 года в городе Димитровграде. В 1988 году окончил Ульяновский государственный педагогический институт. После распределения более 13 лет преподавал в школах Димитровграда. В дальнейшем приобрел квалификацию «социолог». В 2011 году окончил Ульяновский государственный университет по специальности «Финансы и кредит», присвоена квалификация экономиста. В 2001 году назначен начальником управления образования г. Димитровграда. В дальнейшем работал министром развития предпринимательства, министром регионального развития правительства Ульяновской области, советником президента-председателя правления банка ОАО АКБ «Связь-Банк». С 2007 по июнь 2011 года -секретарь политического совета регионального отделения партии «Единая Россия». В марте 2008 года избран депутатом ЗСО IV созыва по списку партии «Единая Россия», возглавлял комитет по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи. 8 сентября 2013 года избран депутатом ЗСО V созыва по Мелекесскому одномандатному избирательному округу № 8. Женат, воспитывает сына и дочь.