После погромов в столичном районе Бирюлево тема приезжих и миграции встала с особой остротой.

Закрытие рынков и массовая депортация нелегальных мигрантов уже вызвали проблему острого дефицита дворников, пишут столичные СМИ.

Ульяновская область, несмотря на рост количества приезжих, на этом фоне выглядит островком спокойствия. Но лишь внешне. По данным правоохранительных органов, с начала нынешнего года произошел резкий рост числа преступлений с участием иностранцев. О том, как адаптировать приезжих к жизни в новых для них условиях и снизить межнациональную напряженность, говорили в четверг на заседании общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы (УФМС) по Ульяновской области.

Мигрантов прибыло
По данным УФМС, с начала нынешнего года на территорию Ульяновской области въехало более 29 тысяч иностранных граждан. Речь, правда, идет только о тех, кто, в соответствии с правилами, встал на миграционный учет (на самом деле, отмечают специалисты, приезжих на порядок больше). Большинство приезжает в регион на заработки, однако официальных рабочих мест, забронированных за иностранными гражданами – в 2013 году квотировано 5,2 тысячи вакансий – на всех не хватает. Остальные пытаются получить вид на жительство всевозможными способами и пополняют ряды незаконных мигрантов. С начала нынешнего года вид на жительство или временное разрешение на проживание из 29 тысяч прибывших получили лишь две тысячи человек.

Уведомительный порядок регистрации иностранцев провоцирует появление так называемых «резиновых квартир». Буквально на днях прокуратура Заволжского района обратилась в суд с требованием признать недействительной постановку на учет в одной из квартир в доме по проспекту Созидателей 160 мигрантов. По словам замначальника УФМС Дмитрия Емелина, с начала этого года в регионе было направлено 170 таких исковых заявлений, заведено шесть уголовных дел, что, впрочем, в масштабах всей страны не так уж много – общероссийские цифры включают более 10 тысяч адресов «резиновых квартир», в которых было зарегистрировано около 500 тысяч человек.

Особую тревогу правоохранительных органов вызывает рост преступности с участием иностранных граждан. За десять месяцев этого года по сравнению с предыдущим на 34 процента увеличилось количество преступлений, совершенных приезжими. При этом в целом по стране зафиксирован рост на десять процентов. Больше – на 30 процентов – совершено противоправных действий и в отношении самих мигрантов (по России – рост на пять процентов).

Виноваты чужие?
Центрами притяжения приезжих становятся неблагополучные районы с низкой стоимостью аренды жилья и близостью крупных торговых объектов. Как считают специалисты, в этом кроется опасность возникновения социальных взрывов, ведь для коренного населения, недовольного своим уровнем жизни и теми социально-бытовыми условиями, в которых им приходится находиться, именно приезжие являются источником постоянного раздражения, образом зримого врага.

– Я с уважением отношусь ко всем приезжающим к нам иностранцам, но, как правило, их менталитет, мировоззрение отличаются от наших жизненных устоев. Их надо знакомить с местными традициями, обычаями, культурой. К примеру, в Канаде или во Франции, где тоже много мигрантов, невозможно получить вид на жительство без прохождения языковых и общеобразовательных курсов, – отметила председатель Ульяновской региональной общественной организации сохранения и развития культуры «Русский дом» Тамара Кулябина.

Было предложено несколько вариантов решения проблемы. В частности, привлечь для этого волонтеров или устраивать для иностранных гостей экскурсии по городу с культурной программой.

Впрочем, большинство участников встречи признало, что организация обучения иностранцев – дело очень хлопотное. Это показал опыт с проведением курсов русского языка для мигрантов, который в начале этого года был презентован в УлГПУ.

Дело ограничилось двумя потоками по 30 человек, что на фоне десятков тысяч приезжих – капля в море. Большое количество мигрантов не владеют русским языком вообще, значит, на начальном этапе обучения нужны не только преподаватели, но и переводчики, труд которых должен кто-то оплачивать, необходимы и соответствующие помещения.

В надежде на своих
Конечно, едут к нам люди не от хорошей жизни – подавляющее большинство иностранцев являются гражданами бедных стран: Узбекистана, Таджикистана, Вьетнама, Армении. Однако и здесь приезжим бывает несладко, особенно в трудной жизненной ситуации.

Как рассказал глава узбекской диаспоры в Ульяновске Машариб Матякубов, летом на одной из строек с лесов сорвался рабочий из Узбекистана. Молодому человеку оказали экстренную помощь, однако дальнейшее лечение проводить отказались, сославшись на отсутствие медицинской страховки.

Мужчина предъявил купленный на границе полис, который свидетельствовал о страховании жизни. Прочитать, что на нем было написано, мигрант попросту не смог, так как не знает русского языка. В итоге помощь все же была оказана деньги на операцию (45 тысяч рублей) собрала диаспора.

Еще один довольно распространенный случай произошел с гражданкой Украины, матерью-одиночкой, родившей в Ульяновске ребенка. К моменту рождения первенца у женщины истек срок временной регистрации. Незаконное пребывание на территории России делает невозможным регистрацию малыша. Выехать для этого на родину она тоже не может, поскольку нет документов на ребенка. Такой вот замкнутый круг.

Вадим Пилюков