20 ноября заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов принял участие в обсуждении основных проблем модернизации системы дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе и их законодательного аспекта, которое прошло в Совете Федерации РФ.

Круглый стол, основной темой которого стали вопросы стимулирования развития вариативных форм дошкольного образования, был организован Комитетом Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике.

В обсуждении под руководством заместителя председателя комитета Любови Глебовой приняли участие представители министерства образования РФ, Рособрнадзора, профильного комитета Государственной Думы РФ, Агентства стратегических инициатив, эксперты, представители регионов, руководители организаций негосударственной формы дошкольного образования.

– Нынешний «круглый стол» мы рассматриваем как начало больших парламентских слушаний. Результаты работы мы вынесем на парламентские слушания в Государственной Думе 12 декабря, где и завершим обсуждение этой проблематики, – заявила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова.

С 1 января 2014 вступает в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно его положениям система дошкольного образования будет серьезно реформирована. Так, законом прописан новый статус дошкольного образования, которое официально становится первой ступенью общего образования. Согласно Конституции РФ, получение образования является неотъемлемым правом гражданина РФ, а значит, повышается ответственность органов власти в предоставлении дошкольного образования.

В указе Президента РФ прописана задача до 2016 года ликвидировать очереди в дошкольные учреждения детей старше трех лет. В рамках исполнения этого поручения основное направление деятельности регионов – создание новых мест в детских садах.

– Анализ динамики исполнения указа и процента освоения средств, выделенных на строительство детских садов, показывает, что у Ульяновской области средние показатели по стране, – считает Игорь Тихонов.

Сейчас региональные программы развития и модернизации дошкольного образования основной упор делают на увеличение мест в муниципальных детских садах. По оценкам экспертов, одно место обходится бюджету в сумму от трехсот до семисот тысяч рублей. В ходе обсуждения было высказано мнение, что даже значительные финансовые вливания не решат проблему полностью. Согласно проектным показателям за счет муниципальных детских садов даже в самых благополучных регионах дошкольным образованием будут охвачены от 65 до 75 процентов детей. Одновременно прозвучали опасения, что с 2016 года начнется обратная демографическая тенденция и количество детей, претендующих на места в детском саду, будет сокращаться, так что в ближайшем будущем детские сады опять могут опустеть.

– Участники круглого стола пришли к общему выводу, что единственный выход из сложившейся ситуации – это развитие негосударственных форм дошкольного образования. Сегодня доля частного бизнеса в услугах дошкольного образования составляет около полутора процентов. Пример Европы показывает, что этот сектор может занимать до 15%. Для этого нужна проработанная нормативная база и понятные условия, способствующие успешному функционированию частных садиков, – пояснил Игорь Тихонов.

Еще одна альтернатива детским садам, прописанная в законе, – семейная форма получения образования, однако законодательство пока не дает ответов на вопрос об особенностях ее функционирования и регулирования.

По общему признанию, создание условий для развития дошкольного образования в негосударственном секторе – это совместная межведомственная задача, для решения которой необходимо принять пакет изменений не только в законодательство, регулирующее сферу образования, но и в налоговый, бюджетный и семейный кодексы. Чтобы выработать единую государственную политику по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, эта работа должна проводиться как на федеральном, так и на региональном уровне. Отдельно обсуждался вопрос нормативов финансирования услуг дошкольного образования, поскольку негосударственный сектор можно развивать только тогда, когда ему будут созданы такие же условия, как и государственному.

Участники «круглого стола» отмечали, что для обеспечения современного качества дошкольного образования, в том числе и в частных организациях, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в Минюсте России разработан и зарегистрирован Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования (ФГОС). Реализация данного стандарта позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка.

Однако обсуждение показало, что регионы практически не готовы к введению стандарта в кратчайшие сроки. На уровне муниципалитетов нет необходимых нормативных документов, не отработан вопрос обеспечения и разработки соответствующих образовательных программ, до сих пор нет полного понимания организации процесса подготовки и переподготовки кадров.

– Сколько это будет стоить, в какие сроки персонал пройдет переобучение, чему их выучат, какие методические условия будут предоставлены? Такие вопросы сформулированы по итогам круглого стола к тем, кто отвечает за реализацию политики дошкольного образования в регионе. Наш комитет задаст их министерству образования и науки Ульяновской области в рамках правительственного часа 28 ноября, – отметил Игорь Тихонов.

Он также пояснил, что в Федеральном Собрании выработан механизм взаимодействия между верхней и нижней палатой по развитию законодательной базы. Актуальная проблема формулируется в качестве темы для круглого стола Совета Федерации либо Государственной Думы. Рекомендации, выработанные по итогам обсуждения, направляются коллегам для организации парламентских слушаний. И уже по их результатам формируется пакет законодательных инициатив, которые рассматриваются Федеральным Собранием.

– Нам предстоит активно участвовать во всех этих этапах, чтобы заранее знать, как будет меняться законодательство и параллельно планировать свою законотворческую деятельность. Причем, участвовать в этой работе должны не только депутаты, но и представители исполнительных органов власти региона, потому что ориентироваться в реалиях современной законотворческой политики и разрабатывать нормативную базу в русле федерального центра – наша общая задача, – заключил заместитель Председателя Законодательного Собрания.