Заходишь в спортивную школу – шум, смех, суета, движение… Значит, группа Ковалева в сборе, и тренировка началась. Самый позитивный тренер, человек, который никогда не унывает и всегда в хорошем расположении духа.
Сотни, а может, и тысячи спортсменов-легкоатлетов Ульяновска сейчас с гордостью могут сказать про Алексея Леонардовича Ковалева: «Это мой первый тренер – человек, который ввел меня в мир спорта». Он подготовил большое количество спортсменов-разрядников, кандидатов в мастера спорта, мастера спорта.
В день 60-летнего юбилея тренера ОСДЮСШОР нам удалось пообщаться с Алексеем Леонардовичем.
– Даже в свой праздник вы весь в работе. Тренировка дню рождения не помеха?
– Нет, даже наоборот.
– Каков ваш стаж работы тренером?
– С 1976 года – уже 37 лет.
– Все это время вы работаете в этой спортивной школе?
– Нет, я начал работать тренером в обществе «Труд» сразу после армии. А в ОСДЮСШОР пришел в 1983 году. Выходит, и тут у меня юбилей.
– Почему вы решили стать тренером?
– Я со школьной скамьи уже знал, что пойду по спортивной стезе. Потом окончил университет с целью работать тренером. Отслужил в армии. А после армии стал продолжать тренироваться. И меня позвали работать тренером. Я набрал группу и около двух лет пытался совмещать спортивную карьеру и тренерскую работу. У меня была очень активная группа. Иногда у меня возникало ощущение, что не я их, а они меня тренируют. После них у меня почти не оставалось сил на тренировки. Так постепенно я перестал тренироваться, набрал еще одну группу и ушел полностью в тренерскую работу. Причем сначала тренировал в основном мальчишек. Чуть позже стал набирать в группу и девочек.
– Что самое важное в тренерской деятельности?
– Я думаю, это найти общий язык с учениками. Самому знать и понимать недостаточно. Нужно суметь донести свои знания до спортсмена.
– Профессия никогда не разочаровывала?
– Нет. Мне повезло с профессией. Когда работа интересна и приносит радость, наслаждаешься рабочим процессом. Если честно, я себя в другой профессии никогда и не видел.
– А вообще, тренер – это легко?
– Если работа нравится, то легко. Я свою работу люблю и на тренировки всегда иду с радостью и в хорошем настроении.
– Вы довольны своей профессией?
– Да, очень.
– О чем мечтает тренер?
– Наверное, о результатах. Точнее, о том, чтобы спортсмен всегда рос. Рос прежде всего относительно самого себя. Ведь далеко не все становятся чемпионами. Но если я вижу, что спортсмен старается, стремится, всегда помогаю. И его маленькие победы – это и мои победы.
– Чем интересна профессия тренера?
– Это я понял, когда в конце своей спортивной карьеры уже начал тренировать. Когда результаты учеников растут, это такой же «кайф», как когда сам бегаешь. Правда, и нервничаешь со своими учениками, когда они выходят на старт.
– Условия работы тренера по легкой атлетике в Ульяновской области всегда были непростые, особенно зимой – спортзал, тир «Динамо» и улица в любую погоду. Как это влияет на тренерскую работу?
– Мы, если честно, в хороших условиях и не работали. Так что сравнивать не с чем. Правда, когда после зимнего сезона переходишь из зала на стадион, бывает, даже теряешься. В условиях спортивного зала приходится что-то изобретать, чтобы работа была продуктивной и в то же время была выполнима в этих условиях. А на стадионе просторы и полная свобода действий.
– Как удается мотивировать спортсменов на работу в таких непростых условиях?
– С детьми в этом плане несложно. У них поначалу результаты растут даже в условиях зала. И уговаривать их не приходится. Если спортсмен хочет работать и к чему-то стремится, он делает это в любых условиях. Этому как раз у детей можно поучиться. А вот для взрослого спортсмена таких условий уже бывает недостаточно. Поэтому тут уже нужны и условия и мотивация.
– Перспектива у легкой атлетики есть?
– В нашей области? Есть.
– В чем она?
– Конечно, в спортсменах. Способных детей приходит много. Главное, сработать с ними правильно. Да и сейчас мы все с нетерпением ждем момента открытия легкоатлетического манежа в нашем городе. С его открытием проблема отсутствия условий зимой в нашем виде спорта отпадет.
– Спорт тогда (в начале вашей тренерской карьеры) и спорт сейчас – есть разница? Где сложнее?
– Разница есть. Сейчас все-таки дети стали послабее. Раньше дети постоянно находились на улице и много двигались, играли в подвижные игры. У них был хороший двигательный запас. Когда они приходили тренироваться, у них уже были азы. Сейчас, в современных условиях, дети мало времени проводят на улице, меньше двигаются. Поэтому всем основам их приходится учить на тренировках.
– Ваши дети тренировались у вас. Каково это – тренировать собственных детей?
– Существует мнение, что своих детей лучше не тренировать – жалеть будешь. Я с этим не согласен. Мне удавалось, когда нужно, и не жалеть, и мотивировать их.
– Вы в основном набираете новичков и тренируете детей, с чем это связано?
– Вообще я детский тренер. Предпочитаю брать спортсмена-новичка и выводить его к результатам. Брать спортсмена со стороны не всегда бывает легко – он уже обучен другими методами. Но и это решаемо.
– Никогда не хотели тренировать взрослых?
– Для этого нет возможностей. Для взрослых спортсменов нужны совсем другие условия. Их нужно постоянно вывозить на сборы, зачастую работать с каждым индивидуально. Опять же, в условиях спортивного зала на высокий результат не выведешь. Взрослый спортсмен должен получать зарплату. Одними условиями его уже не мотивируешь.
– Вас характеризуют как человека мягкого, не способного к жестким действиям. Как вам удается влиять на своих учеников?
– Умение договориться со спорт­сменом и найти с ним общий язык – это одна из сторон тренерской работы. Ведь спортсмена важно убедить в правильности действий тренера, а не заставить его делать через силу. Пока мне всегда удавалось это. Как таковых, конфликтов с учениками у меня и не было никогда.
– Что испытывает тренер, когда выращенный им спортсмен, выведенный на определенный уровень, уходит к другому тренеру?
– Если честно, то всегда жалко. Ведь в этого спортсмена ты вкладывал себя: свою работу, душу. Но я принимаю решение ученика и понимаю его, ведь каждый ищет для себя лучшие условия, перспективу, возможности дальнейшего роста. Тяжело, когда ученик уходит, а ты понимаешь, что ты мог подготовить и вывести его на другой уровень. Особенно, если он совсем уходит из спорта.
– С каким спортсменом работать легче, а с каким сложнее?
– Легче, наверное, с новичками. А сложнее со спортсменами с более высокими результатами. У них уже появляются характер, амбиции.
– Чего вы ожидаете от спорт­сменов, с которыми работаете?
– Результатов. Всегда хочется, чтобы спортсмен вышел на более высокий уровень, но не всегда получается. На это уже могут повлиять различные факторы и обстоятельства.
– У вас бывают «любимчики» среди учеников?
– Нет, я ко всем отношусь хорошо. Мне в удовольствие работать с каждым спортсменом, если я вижу отдачу. Когда есть отдача, всегда стараешься помочь, даже если это не самый результативный спортсмен. Главное, чтобы у него был прогресс. Тогда результат твоей работы приносит радость.
– Образ «идеального ученика», на ваш взгляд?
– По своим физическим параметрам подходящий к занятиям спортом. Спокойный. Мне нравится работать с рассудительным уравновешенным спортсменом. Трудолюбивый. Трудолюбие – это основное, на мой взгляд.
– Образ «идеального тренера»?
– Сложный вопрос. «Идеальный», наверное, тот, который хочет и умеет работать.
– Вы сами будучи спортсменом специализировались на многоборье. Выполнили норматив кандидата в мастера спорта. Какой любимый вид был у спорт­смена Алексея Ковалева?
– Ну, начинал я с прыжков в высоту, затем перешел на десятиборье. Когда занимался, любил барьерный бег – 110 м с/б, 60 м с/б.
– Есть ли сейчас у тренера Алексея Леонардовича Ковалева предпочтительные виды?
– Технические виды и сейчас остаются любимыми – барьеры, прыжки в длину, прыжки в высоту, тройной прыжок. А вообще я мечтаю вырастить спортсмена-многоборца.
– Считаете ли вы, что сумели реализовать себя как тренер?
– Каких-то грандиозных целей я никогда перед собой не ставил. Мне всегда нравилось тренировать. Пошли результаты у спортсмена – это уже маленькая цель, к реализации которой мы начинаем стремиться. Так что цели есть всегда и мы к ним стремимся. А достигнутым я доволен.
– Если бы сейчас предоставилась такая возможность, вы бы хотели что-то изменить?
– Нет, ничего. Я доволен всем.
– Спасибо! Еще раз с юбилеем вас! Желаем вам дальнейших карьерных успехов.