28 ноября Законодательное собрание Ульяновской области приняло областной бюджет на 2014 год. Принципиальных изменений в бюджете по сравнению с проектом нет. Бюджет, как и ожидалось, принят с серьезным дефицитом. Кроме того, значительно изменилась по сравнению с бюджетом 2013 структура расходов.

Как мы уже неоднократно писали, бюджет на будущий год получился социально-ориентированным. Удельный вес социальных расходов областного бюджета 2014 года достиг 78, 6%, что является своеобразным рекордом – больше денег на «социалку» в области за последние 10 лет не тратилось никогда.

Впрочем, подобная социальная направленность бюджета оказалась вынужденной. Не столь давно мы подробно анализировали этот вопрос и выяснили, что единственный серьезной причиной подобного бюджетного планирования стали знаменитые майские указы Владимира Путина, исполнение которых легло грузом на регионы.

В результате в бюджетах небогатых регионов (к которым можно с полным правом отнести и Ульяновскую область – см. соот. данные), где важным источником пополнения бюджета является сбор налога на доходы физических лиц, возник своего рода «мыльный пузырь» в доходной части – сборы НДФЛ в значительной мере увеличатся за счет увеличения зарплат бюджетникам, которые должны быть доведены до средней по региону.  По сути, речь идет о замкнутой системе – доходная часть увеличивается за счет увеличения расходной. Деньги перекладываются с одной строки бюджета на другую.

Это легко подтвердить расчетом. На увеличение заработных плат бюджетникам в бюджете 2014 потребуется около 3 миллиардов рублей, а бюджетные доходы за счет НДФЛ вырастут на сумму около 2 миллиардов. Зная численность бюджетников (служащих и чиновников), подчиненных федеральным структурам, а также отнесенных к муниципалитетам, несложно сделать расчет, который показывает, что как минимум половина роста сбора НДФЛ оказывается вызвана именно ростом «бюджетных» зарплат.

С другими доходными статьями бюджета дела обстоят не лучше – планируется значительное снижение главной для регионального бюджета доходной статьи «налог на прибыль», резкое падение сбора акцизных платежей, а также серьезное снижение федеральной поддержки. В результате оказывается, что свободных от «социалки» денег в бюджете 2014 окажется значительно меньше, чем в 2013.

Кластеры, строительство и налоги спасут область?

Несмотря на это, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов не теряет сдержанного оптимизма. На заседании Законодательного собрания по поводу принятия бюджета господин Морозов обозначил ориентиры для региона на 2014 год. Согласно мнению главы региона, рост валового регионального продукта по итогам 2014 года может составить в области 5%, зарплата достичь 23 тысяч рублей, собственные доходы бюджета увеличиться на 8%, а количество новых рабочих мест на 21 тысячу.

Основные надежды господин Морозов возлагает на инвестиции, модернизацию производства, малый и средний бизнес, а также на увеличение эффективности бюджетных вливаний в инфраструктурные и социальные проекты.

Напомним, что в преддверии ожидаемого кризиса область заказала новую стратегию развития до 2020 года. Одной из основных концепций новой стратегии были обозначены кластеры. Актуальность этого вектора глава региона подтвердил в своей речи в ЗСО. По его словам, основной задачей инвестиционной политики должно стать усиление кластеров, а также создание новых точек роста. Способствовать этому призвана целевая программа «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области на 2014-2018 годы», потратить на которую планируется 189,7 миллиона рублей.

В плане инфраструктуры большие ожидания связаны со строительством. «Рубль, вложенный в строительство, дает экономике  дополнительно от 3-х до 5 рублей: прибыль подрядчика, спрос на стройматериалы и оборудование, транспортные перевозки,  налоги и т.д. Строительство любого объекта – это гарантированная занятость и зарплаты огромного числа строителей и юристов, водителей и экономистов, монтажников и экологов, инженеров и бухгалтеров, можно продолжать бесконечно!» – заявил глава региона.

Определенные надежды возлагаются и на увеличение доходных поступлений от малого и среднего бизнеса. Помимо введения обычных в подобных случаях административных мер воздействия, способствующих выводу бизнеса «из тени», губернатор заявил о необходимости сопровождения «всех наших больших проектов развитием малого бизнеса». По словам главы региона, в 2010-2012 году мероприятия по уменьшению теневой части экономики имели определенный успех. Впрочем, это не подтверждается статистикой – в настоящий момент в теневой экономике фактически занято минимум четверть работоспособного населения области и этот показатель растет от года к году. Для решения проблемы даже задумано создать некую службу налоговой помощи, функционал которой не ясен. Всего же за счет вывода бизнеса «из тени» намечено увеличить доходы бюджета на 2 миллиарда рублей.

Борьба с неэффективными расходами

Министерство экономики области не столь давно проводило оценку объема неэффективных расходов областного бюджета. Оказалось, что более 2 миллиардов рублей из областной казны по итогам 2012 года были израсходованы неэффективно. Не стоит и говорить, что это весьма консервативные оценки по формальным индикаторам.

Решать проблему планируется переходом на программно-целевую систему управления бюджетными расходами, а также оптимизацией расходов за счет укрупнения и централизации управленческих структур, сопряженного с внедрением современного менеджмента. Для этого среди прочего планируется привлекать частные управляющие организации и даже зарубежных менеджеров. Отметим, что несмотря на перестройку аппарата управления и декларируемую оптимизацию системы управления, расходы содержание аппарата в бюджете на будущий год не уменьшились, а, наоборот, увеличились. И это при том, что в 2013 году на содержании аппарата удалось сэкономить – прогнозные расходы окажутся меньше запланированных почти на 150 миллионов рублей.

Изменения вынужденно перетерпят и муниципальные бюджеты. В грядущем году запланировано уменьшить дифференциацию между бюджетной обеспеченностью муниципалитетов. С учетом программной ориентации областного бюджета на практике это будет означать, что муниципальные бюджеты вынужденно станут программно-целевыми и социально ориентированными.

Коснутся изменения и “священной коровы” – социальной политики. Предполагается, что в наступающем году будут урезаны неэффективные социальные обязательства, а эффективные будут финансироваться в большем объеме. Процесс переработки мер соцподдержки уже начался.

Поживем и в долг

Тем не менее, найти необходимые резервы для пополнения бюджета на 2014 год не удалось. Дефицит бюджета на 2014 год планируется в размере более 2,5 миллиардов рублей. Финансировать его планируется за счет новых кредитов. К концу 2014 года государственный долг области превысит отметку в 17 миллиардов рублей при доходной части бюджета менее 30 миллиардов. В настоящий момент размер долга области чуть выше 10 миллиардов рублей.