В музее Аркадия Пластова (улица Гончарова, 16) снова показывают незнакомые широкому зрителю работы художника: из фондов его семьи привезли 22 этюда 1930-1950-х годов.

Прислониха, колхозники и их дети, крестьянский труд, природа родной деревни – то, что в течение более 60 лет изучал и воспевал в своих картинах Пластов. Октябрьская революция не дала ему закончить образование, пришлось «заделаться косцом, жнецом и пахарем». Но, познав тяжелый труд крестьянина, он выбрал свой путь в художественном творчестве, и только эта тема доставляла ему настоящую радость.

Долгое время Пластов считал, что «сперва надо все, все знать наизусть, идеально знать приемы, и тогда уже можно браться за картину». Убедив себя в этом, он создавал не одну сотню этюдов ради одного полотна. Пластов признавался сам себе: это приводило к тому, что он «робел и отступал перед попыткой от этюдов перейти к картине».

Художник изменил свое мнение после того, как в пожаре 1931 года, охватившем Прислониху, погибли почти все наброски. Тогда он решил писать этюды «только для безусловно конкретной вещи, под углом ее требований, ее правды». Но поиски не прекратились, и Пластов не ограничивался парой-тройкой набросков.

«На одно место в картине пяток этюдов», – записал он.

Несколько лет назад в Музее современного изобразительного искусства имени Пластова показали, как много и тщательно Аркадий Александрович работал, прежде чем написать свой знаменитый «Родник».

Сохранилось воспоминание его ученика Виктора Киселева о том, как появлялись на свет наброски: «Больше всего художник писал односеансные этюды.

Писал очень быстро. Кисти играли в его руках, и одна какая-то, видимо, очень нужная, «дежурная», была зажата в зубах, которой нет-нет да потрогает – и снова в зубы. Такое неистовство при писании живой натуры у него было всегда».

Тема этюдов с новой выставки – это, конечно, жизнь Прислонихи. «Стоянки снопов» – этюд к картине «Колхозный ток», «Мечут копну» – к «Сенокосу», «Стригущие овец» – к «Стрижке овец».

Какие-то наброски перешли на полотно без изменений, а вот портрет Ивана Ивановича Гундорова на картине «Праздник» написан совсем по-другому. Но при всем отношении самого художника к этюдам как к рабочему процессу многие из них стали самостоятельными произведениями искусства.

…Напротив дома Пластовых в Прислонихе стоит церковь Богоявления Господня. Как известно, ее строили по проекту деда Аркадия Александровича, а тот вместе с сыном ее еще и расписал. В 19381939 годах, когда Пластов работал над этюдом «После грозы», на котором изобразил этот храм, его уже начали переделывать под склад для нужд колхоза. Только Николай Аркадьевич в начале 1990-х годов смог восстановить ее.

А помогли ему в этом деле этюды и картины отца.

Анна Школьная