Проблема продажи и повсеместного потребления так называемых «перчиков» поднимается уже давно, однако в регионе пока нет законодательного основания запретить реализацию данного товара.
Спиртосодержащие косметические средства производятся легально, на них четко прописан состав и способ применения, но из-за содержания спирта и низкой цены от 15 рублей любители крепкого алкоголя скупают «перчики» целыми пакетами, а предприниматели наживаются на незатейливом бизнесе. Вред от «перчиков» очевиден – не предназначенная для внутреннего применения жидкость наносит ощутимый вред организму, дешевая цена делает его доступным, и уже отмечено массовое потребление некоторыми гражданами ядовитого напитка. Губернатор Сергей Морозов и министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов всеми силами борются с данной проблемой, но, на мой взгляд, проблема, скорее, в головах тех, кто осознанно отравляет свою жизнь вредоносным веществом.
РАЗРАБОТКА ЗАКОНА
Сейчас предложения по запрету распространения всевозможных настоек, содержащих спирт, находятся в стадии рассмотрения. Затем их представят в Законодательное собрание региона и впоследствии в Госдуму.
Депутат ЗСО Вадим Мартынов рассказал, как происходит процесс подготовки законодательного предложения: «Сейчас создана инициативная рабочая группа, которая разрабатывает все возможные пути для того, чтобы законодательно повлиять на проблематику распространения «перчиков». Есть предложения относительно снижения объема тары до 20 миллилитров и повышения стоимости спиртосодержащей косметической продукции для сдерживания спроса, а также организовать продажу в строго отведенных местах и до определенного времени».
Основная проблема связана с тем, что в связи с запретом продажи алкоголя в выходные и после 22.00 увеличилось потребление доступных в любое время суток и легально реализующихся настоек злополучного «перца».
Заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Вячеслав Рожнов рассказал, что в рамках мониторинга департаментом торговли торговых точек часто сталкивается с проблемой реализации спиртосодержащих косметических жидкостей.
«Юридически мы не можем ничего предпринять, но делаем все, чтобы разработать меры предотвращения реализации данного продукта и применения его не по назначению. В связи с тем, что проблема поднята на уровне губернатора региона, уже есть положительные сдвиги. Главы администраций заключают договоры с объектами торговли, которые обязуются убрать из ассортимента товары подобного вида».
ДОБРОВОЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
Такой пример мы увидели в Чердаклинском районе. Директор одного из магазинов на наш вопрос, продают ли они «перчики», показал соглашение об отказе реализации спиртосодержащих настоек, скрепленное подписями и печатями, с одной стороны, МО «Чердаклинский район» в лице главы Виктора Игнатьева и субъекта МО, с другой. Данное соглашение направлено на снижение алкоголизации населения, повышение здорового образа жизни граждан, улучшение демографической ситуации и снижение преждевременной смертности. Субъект в данном случае обязуется добровольно отказаться от реализации спиртосодержащих настоек перца, дуба, боярышника, пустырника и других в своих торговых объектах, а также информировать администрацию о продаже и распространении данной продукции, применяемой не по назначению.
Такое соглашение в Чердаклинском районе администрация муниципального образования подписала с руководством порядка 10 магазинов. Это только малая толика того, что можно сделать, но, как известно, капля, попадающая в море, становится морем!
Подобное соглашение необходимо взять на вооружение всем районам и администрациям. Однако не все бизнесмены способны так просто отказаться от прибыли, которая во многом зависит от продажи «перчиков».
Вячеслав Рожнов выдвинул действенное предложение по снижению спроса вредной продукции не по назначению: «Сейчас настойки продаются в удобных флаконах, их форма напоминает рюмку, такая подача удобна для применения. Необходимо расфасовать жидкость в тары по 10-15 граммов, по типу флакона из-под йода, и оснастить его пипеткой, чтобы тем, кто хочет употреблять жидкость внутрь, было неудобно и невозможно это сделать. Кроме того, стоимость должна быть более 15 рублей, по крайней мере, стать дороже водки».
Министерство продолжает работать над проблемой и вносит свои предложения. Однако такие сдвиги в виде подписаний соглашений и добровольного отказа предпринимателей от реализации спиртосодержащей парфюмерной косметической продукции и осознание администрациями районов всей значимости проблемы являются планом Б на случай, если на законодательном уровне вопрос так и не решится.
Анастасия Галашина