Разоблачения Эдварда Сноудена, рассказавшего миру о слежке, которую Агентство национальной безопасности (АНБ) США ведет за гражданами разных стран, вдохновили российские спецслужбы, решившие делать то же самое – подготовлен уже и соответствующий документ.
Речь – о согласовании приказа Минкомсвязи о разведпрограмме под названием СОРМ-3, которым предполагается тотальная слежка за интернетом и мобильной связью.
С середины следующего года Министерство обязано будет обеспечить предоставление российским спецслужбам не только, скажем, телефонных номеров, но и IP-адресов, имен учетных карточек пользователей, паролей электронной почты, идентификаторов мобильных телефонов (коды IMEI), трафика видеотелефонии через программы Skype и Google Talk и проч. Интернет-провайдеры должны установить к этому сроку оборудование для записи трафика, то есть всего, что проходит через российский сегмент сети, хранить эти записи в течение определенного периода и предоставить к трафику прямой доступ разведведомствам.
Когда-то на подобные вещи требовалась санкция суда, потом – прокуратуры, сейчас ни о чем таком уже и не вспоминают. Эксперты в сфере интернет-технологий говорят, что такая практика является нарушением Конституции РФ (в частности, ст.23, гарантирующей неприкосновенность частной жизни, переписки, телефонных переговоров и «телеграфных и иных сообщений»), Гражданского и Уголовного кодексов, закона о защите персональных данных. «Я не люблю… когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо», – пел когда-то Владимир Высоцкий. Не знал он, что придет время и читать будут, не заглядывая и даже не выходя из служебных кабинетов. Российское интернет-сообщество пока еще хорохорится. Кто-то надеется обойти все эти прослушки и записи. Кто-то считает, что и ляд с ними – пусть, дескать, читают и следят. Кто-то уверен, что сетевого и мобильного трафика так много, что уследить за всеми все равно не смогут. За всеми-то, возможно, и не смогут, но если лично вы попали почему-то под подозрение, то лично вас проследят и прослушают досконально. Любите вы, к примеру, ходить по левой стороне улиц. Как только выходите из дома, так сразу переходите на левую. Раз так прошли, другой, третий – у них возникает вопрос: а почему же вы не ходите по правой стороне? Неспроста!
Замышляете что-нибудь? И вас берут в разработку, знакомятся с вашими эсэмэсками, в том числе и с самыми интимными, мониторят ваш блог, электронную почту, слушают ваши беседы по мобильнику. И получается, как в романе Кафки «Процесс», когда человек узнает, что против него ведется следствие, но не знает почему. Ходит в судебное присутствие, с адвокатом общается, идут месяцы, но выяснить, в чем же его подозревают, ему так и не удается.
Повод для этой слежки за россиянами называют тот же, что и у американского АНБ: борьба с терроризмом.
Воистину – если бы террористов не было, их следовало бы придумать. Их во многом, видимо, и придумали, чтобы без стеснения лезть и в почту человека, и в его душу.
Артур Таниев