Аутсорсинг как импульс для развития малого бизнеса.
Передача непрофильных функций сторонней организации получает сегодня все большее распространение среди крупных предприятий. «Моду» на услуги такого рода в Ульяновской области ввели иностранные инвесторы, однако преимущества аутсорсинга оценили уже и многие ульяновские предприятия.

Проблемы и перспективы развития сектора на территории региона эксперты обсудили на «круглом столе» «Крупные проекты: аутсорсинг для малого бизнеса», прошедшем 6 декабря в рамках V бизнес-форума «Деловой климат в России».

В Ульяновской области, как и в России в целом, рынок аутсорсинговых услуг только формируется. Между тем за рубежом передача определенных бизнес-процессов или производственных функций внешнему оператору – весьма распространенное явление. Не случайно спрос на аутсорсинг у нас начал расти именно с приходом иностранных инвесторов, выбравших Ульяновск в качестве площадки для реализации своих проектов. Передав все работы, не связанные с производственной деятельностью, сторонним организациям, они создали хорошие возможности для развития этого сектора, чем охотно воспользовались наиболее дальновидные представители малого и среднего бизнеса региона. По словам Дмитрия Акулина, генерального директора ООО «РегионТрансСтрой», главное, что его фирме дало сотрудничество с зарубежными компаниями, – это опыт:

– Они научили нас работать по нашим же российским законам и стандартам. Не могу сказать, что мы получили много прибыли, но приходя сегодня на отечественные предприятия, имея опыт работы с иностранными заказчиками, четко чувствуешь свою конкурентоспособность.

Чтобы стать постоянными партнерами громких брендов, ульяновским «малышам» пришлось серьезно «подтянуться».

– В 2008 году мы начали работать с компаниями «Марс» и «СабМиллер». Они передали нам на аутсорсинг доставку сотрудников к месту работу. Чтобы удовлетворить все их требования, нам пришлось пойти на затраты и обновить автопарк, но это того стоило, – рассказывает генеральный директор ООО «Такса» Николай Кузьменко.

Сегодня за иностранных инвесторов среди ульяновских аутсорсеров идет настоящая борьба. Различными предложениями завалены офисы компаний, которые только-только приступают к строительству предприятий. Так, несмотря на то, что ввод в эксплуатацию завода по производству лакокрасочных материалов «Хемпель» намечен на январь 2015 года, в компании уже активно отбирают поставщиков услуг в сфере кейтеринга, клининга и охраны.

– Хотелось бы обратить внимание вот на какой факт: практически все новые предприятия (тот же «Хемпель», «Шефлер», «П.М.Пакаджинг») отгрузку своей продукции собираются производить автотранспортом – железнодорожных веток себе сейчас никто не строит. Таким образом, у нас в регионе начиная с 2014 года формируется огромный рынок автотранспортных услуг. Кому он достанется? Неизвестно, но я думаю, что ульяновским компаниям стоит за него побороться, – считает директор департамента инвестиционных проектов министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александр Денисов.

По словам самих ульяновцев, конкуренция в этой сфере уже сейчас довольно жесткая. При этом преимущество здесь пока на стороне больших логистических компаний, которым достается до 90% всех заказов. «Малышам» остается зарабатывать себе имя.

Но вернемся к компаниям-заказчикам. Вслед за иностранными инвесторами преимущества аутсорсинга оценили уже и многие традиционные ульяновские предприятия. Тем более что плюсы передачи функций внешнему подрядчику очевидны: снижаются операционные издержки, а менеджмент не отвлекается на непрофильные виды деятельности. С 2014 года на аутсорсинг планирует передать сразу три непрофильных направления деятельности Ульяновский автозавод. В частности, в феврале предприятие планирует провести конкурс среди клининговых компаний. Победителей будет трое. Они поделят между собой 240 тыс. квадратных метров убираемых площадей. Начиная с марта следующего года, «УАЗ» также планирует передать на аутсорсинг семь своих столовых. Кроме этого, в 2014-м в руки сторонней организации должен перейти процесс управления зданием завода.

– Общий пакет услуг, которые мы переводим на аутсорсинг, превышает 40 млн рублей, – отмечает заместитель генерального директора ОАО «УАЗ» Алексей Курбанаев. – Таким образом мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, непрофильные для нас функции будут выполнять профессионалы. Во-вторых, это позволит нам повысить размер средней заработной платы на предприятии. И, в-третьих, мы считаем, что профессиональные операторы будут работать примерно на 20% дешевле, чем мы это делаем сами.

Планы по передаче определенных бизнес-процессов внешнему оператору есть и у другого крупного ульяновского предприятия – ЗАО «Авиастар-СП». Правда, четко озвучить здесь готовы пока только намерения в отношении производственного аутсорсинга. Что касается сферы услуг, руководство завода не готово озвучить даже приблизительные сроки. Между тем неинформированность об инвестиционных проектах и намерениях крупных компаний региона о передаче услуг на аутсорсинг, по мнению участников «круглого стола», является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются потенциальные поставщики услуг из числа представителей малого и среднего бизнеса.

– Думаю, государство могло бы способствовать решению этой проблемы, – комментирует вице-президент Ульяновской торгово-промышленной палаты Дмитрий Кумунджиев. – Одно из предложений, которое прозвучало сегодня на «круглом столе», – это сформировать план передачи услуг на аутсорсинг со списком компаний, которые в них нуждаются, и выставить на открытую площадку, обеспечив их доступность участникам рынка.
Алёна Дамбаева