12 декабря 1993 года, то есть ровно 20 лет назад, в России всенародным голосованием была принята новая Конституция. Принималась она вскоре после расстрела Белого дома, в угаре, и мало кто понимал, что это за Конституция и чем она грозит. По довольно распространенному уже потом мнению, Борис Ельцин делал ее под себя, поскольку президент получал широчайшие полномочия, все же другие органы власти оказывались декоративными. За глаза Ельцина стали называть «царь Борис».
Но нынешнему руководству даже такая Конституция мозолит глаза, и оно не прочь ее изменить. Но как?
Первый ущерб Основной закон понес в президентство Дмитрия Медведева, который изменил положение о сроке полномочий главы государства, увеличив его с четырех лет до шести. То ли для себя кроил, наивно мечтая посидеть во втором сроке подольше, то ли ради товарища старался. После этого укуса началось, как в стае акул, почуявших запах крови, – число желающих чтонибудь у Конституции оттяпать резко увеличилось.
Посыпались «инициативы». Так, депутат Госдумы Евгений Федоров, например, предложил убрать из Основного закона норму, запрещающую в России государственную идеологию, и уйти из-под юрисдикции международного права. Кто-то посчитал, что в Конституцию надо включить упоминание о православии как одной из скреп россиян.
И на официальном уровне было заявлено, что Конституция – не догма, жизнь идет и меняется, а законы устаревают. Можно обновить и в Конституции что-то, если потребуется.
Этого «что-то», от чего властям не очень уютно, в Основном законе много. Равноправие конфессий, мешающее православию претендовать на место государственной религии, хотя на практике это внедряется полным ходом. Неприкосновенность частной жизни и тайна личной переписки и телефонных переговоров, в реальности уже упраздненных при непротивлении общества. Право граждан на мирные собрания и митинги, в защиту которого кучка оппозиционеров 31-го числа каждого месяца, в котором такое число есть (это 31-я статья Конституции), выходит на Триумфальную площадь в Москве, где их регулярно разгоняет полиция. Право гражданина не свидетельствовать против себя (ст.51), которое властям набило уже оскомину. И так далее.
Права человека и гражданина прописаны, кстати, в ельцинской Конституции довольно четко, но права эти властью не соблюдаются, отчего между Конституцией и жизнью – постоянный диссонанс, который и хотели бы устранить, то естьправа людей из Основного закона хотели бы убрать. Но в этом славном помысле у них есть одна серьезная закавыка. Дело в том, что глава 9 Конституции гласит, что положения об основах конституционного строя в РФ (глава 1) и об основных правах и свободах человека и гражданина (глава 2) не могут быть изменены Федеральным Собранием (Госдумой и Советом Федерации). Тогда, может, изменить сначала главу 9? Нет, она запрещает и саму себя менять силами парламента. И инициаторам переписывания Конституции, если они на это все-таки решатся, не останется ничего другого, как идти огородами.
В упомянутой главе 9 говорится, что если три пятых от общего числа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации согласятся с необходимостью неприкосновенные главы изменить, тогда созывается Конституционное Собрание, которое разрабатывает проект новой Конституции. Проект может быть принят двумя третями членов этого Конституционного Собрания либо выносится на всенародный референдум, по итогам которого он будет считаться утвержденным, если за него отдадут 50 процентов плюс один голос и при условии, что участие в голосовании примет больше половины избирателей России.
С первой частью подступа к этой процедуре проблем не будет. В сумме в Совете Федерации и Госдуме числится 618 человек. За то, чтобы инициировать передел Конституции, нужно 370 голосов.
Наберется с лихвой. Сенаторы проголосуют все, думцы, уже получившие аванс в виде резко повышенных зарплат, если потребуется, – тоже все.
Дальше – манипуляция с созывом Конституционного Собрания и голосованием за новую Конституцию, – и Основной закон, так и не успевший за 20 лет стать законом реально действующим, будет повержен. С Днем Конституции вас, уважаемые читатели! Для простых людей, то есть нас с вами, она вовсе не так плоха, как об этом некоторые говорят.
Наверное, именно потому и точат на нее зуб.
Юрий Кашинский