Всё чаще в редакцию “МГ” стали обращаться жители сёл Ульяновской области, где намерены реорганизовать школы. Очевидно, в регионе началась вторая волна оптимизации, против которой последовательно выступает “Молодёжная газета”.
Недавно мы писали, что жители села Суходол Чердаклинского района вместе с “Молодёжкой” отстояли свою местную школу, а вопросы реорганизации там теперь будут решаться с участием населения.
И вот на днях в редакцию “МГ” пришло письмо от председателя родительского комитета школы Нового Белого Яра Евгении Лемановой. Из него мы узнали, что по вопросу реорганизации школ в Белоярском сельском поселении (всего их три: суходольская, новобелоярская и старобелоярская) в воскресенье, 8 декабря, состоится сход граждан. На нём побывали наши корреспонденты.
РЕСУРСОВ НЕ ОСТАЛОСЬ
В холодном актовом зале дома культуры собралось около пятидесяти человек. Со сцены заместитель главы Чердаклинского района Жанна Назарова и начальник районного управления образования Татьяна Налиткина объясняли людям, что пойти на реорганизацию вынуждает нехватка средств.
Причина – в системе по-душевого финансирования. Школам с шестью десятками учеников (а для села это не так уж и мало) не хватает средств даже на то, чтобы выплатить зарплату учителям. По словам чиновниц, раньше они перераспределяли средства на дефицитные школы из ресурсов более успешных. Эта “не совсем корректная” мера помогала школам держаться на плаву, однако указанием министерства образования с января 2014 года перераспределять “чужие” деньги запрещено.
– Ни одна из школ района не будет закрыта, – заверяла Жанна Назарова.
– Мы планируем в Белоярском поселении из трех школ сделать одну базовую, две – начальные. Вопрос о том, какая школа станет базовой, по словам чиновниц, пока не решён.
Нам очень тяжело выбрать, – сетует Татьяна Налиткина. – У каждой из трёх школ есть плюсы и минусы, они приблизительно равны.
В частности, новобелоярская школа – с высоким уровнем образования, находящаяся в административном центре поселения -расположена в самом старом здании. Главный минус – там нет пищеблока, соответствующего СанПиН. Как уверяют чиновницы, “Роспотребнадзор такой пищеблок в базовой школе не пропустит ни при каких обстоятельствах, даже после ремонта”. Иными словами, его необходимо строить заново, а средств на это взять неоткуда.
НАГРАНИ
Однако, все эти аргументы не убедили сельчан согласиться на реорганизацию их школы в начальную.
– А разве нельзя вместо найма автобусов отремонтировать столовую? – недоумевают новобелоярцы. – Купить и годами обслуживать автобусы дешевле, чем выплатить зарплату учителям?
Тут местные власти умывают руки: обслуживание транспорта, содержание зданий остаются за районом, а зарплата учителям платится из областного “кармана”. Сельчанам ещё раз повторили: если бы было достаточно детей, денег хватало бы и на ремонт, и на строительство, но их мало.
– А почему здесь нет детей? Потому что здесь нет работы, нас загнали в угол, – говорит родительница Светлана Шишкина. – Мы живем за линией нищеты! Мы молодые, у нас дети, но мы вынуждены уезжать из села, чтобы зарабатывать. Даже в аптеке лекарств нет, ездим за ними в город. Без школы все отсюда уедут.
Заверений, что закрывать школы никто не собирается, людям тоже недостаточно.
Начальная школа – это не школа, это филиал, – говорит учитель Виктор Елисеев. – Если вы школу будете закрывать – а именно так надо говорить – то вы закрываете село. Мы готовы полгода без зарплаты поработать, но если школу переведете в начальную, я туда не пойду. Извините, стыдно будет. Это грань, дальше нам уступать некуда.
ТУПИКОВАЯ СИТУАЦИЯ
Все сельчане единогласно проголосовали за то, чтобы оставить их школу базовой. Впрочем, так же, как и жители двух других сел – Суходола и Старого Белого Яра – голосовали за свои. Как власти будут проводить намеченную реорганизацию (без которой, по их словам, никак), непонятно. На сходе люди вносили предложения. Одно из них – реорганизовать школы не в начальные, а в основные.
– По десяти недостаточным школам района нам не хватает на зарплату учителям порядка 16 миллионов рублей в год, – возражает Жанна Назарова.
– Если мы оставляем одну базовой, а остальные девятилетками, – не хватает 12. Если начальными – нехватка 600 тысяч. Тоже не хватает, но есть разница -12 миллионов и 600 тысяч?
Как бы чиновники ни уверяли, что реорганизация – решение, которое им тяжело далось, страдать будут родители и дети. Особенно страшно, что под угрозой существование даже таких добротных во всех отношениях учебных заведений, как школы Белоярского сельского поселения.
Очевидно, что система подушевого финансирования убивает сельские школы. Не лучше ли было вместо оптимизации поставить перед правительством вопрос о признании школ малокомплектными? В таком случае они должны финансироваться по иному принципу, о чём, кстати, говорили и родители, и учителя. Вот только для этого надо было вовремя собрать необходимые документы, чтобы успеть до рассмотрения в ЗСО. Но, видимо, в Чердаклинском районе, несмотря на позицию родителей и детей, решено пойти по пути наименьшего сопротивления.