Статья из научного сборника “Молодежные уличные группировки: введение в проблематику” / Сост. Д.В. Громов; отв. ред. Н.Л. Пушкарева. – Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. – С. 305

Интервью проводилось в декабре 2008 года с Сергеем Н., 1984 г.р. Имеет высшее образование.
Интервьюер – Нянюкин Азат Рашидович.
1. Общие сведения.
Уличная группировка под названием «Чехия» (район улицы Нариманова) была создана, по словам респондента, более 10-ти лет назад. В пятнадцатилетнем возрасте Сергей попал в эту группу через школьных друзей. Общее увлечение бодибилдингом, или, проще говоря, «качалкой» в то время было популярно среди молодежи. Так как городские группировки были поделены по территориальному принципу, район, где проживал Сергей, относился к данной уличной группе.
В то время насчитывалось около пятнадцати действовавших уличных групп: Польша, Чехия, Офицерьё, Сапля, Сухаревские, Кузинские, Стародаманские, Пятнаревские, Песковские, Центр-Камаз, Центровские, Филатовские, Воинские, Чеченские. Эти группы нередко враждовали между собой. В группе «Чехия» состояло в активе до двухсот человек, хотя в некоторых группах количество членов доходило до двух тысяч. Это в основном юноши в возрасте от 13 до 19 лет, дети из семей со средним и малым достатком (например, в семьях рабочих заводов, учителей, врачей), а также в неблагополучных семьях.
2. Локализация и повседневность группы.
Запретов на прохождение через улицу Нариманова (территорию группировки) посторонних нет, за исключением случаев, когда «существует угроза расправы со стороны гостей или давняя вражда к ним».
Общие сборы проходили три раза в неделю на стройке, в вечернее время. К таким сборам не допускали девушек и наказывали битьем тех парней, кто не пришел. Данный вид наказания не был слишком суровым (исключались удары по голове).
Спортзал посещали регулярно, 2–3 раза в неделю.
Общим пристрастием в музыке был шансон, в частности композиции М. Круга.
3. Структура группы.
Группировка состоит из молодых людей примерно одного возраста; есть иерархия по возрасту и по авторитету. Лидер «Чехии» – Боцман. Являлся «старшим» и приближенным к криминальным структурам. Руководил сборами и вел переговоры со «старшаками» других групп. Обладал умением разрешать возникающие конфликты и пользовался большим авторитетом среди чужих и своих, имел более агрессивный вид и мускулатуру, чем выделялся среди остальных членов банды.
Предложенные лидерские качества Сергей выстроил следующим образом (по убыванию): 1) связь с криминалом; 2) агрессивность; 3) умение разрешать конфликты; 4) физическая сила и ловкость; 5) справедливость; 6) деловая хватка.
4. Криминал.
Имела место деструктивная деятельность: «Били машины, грабили прохожих, избивали школьников».
Вербовки в ряды криминала не было, хотя старшие имели связь с криминальным миром, некоторые бывали в заключении. Один раз в неделю сдавались членские взносы, которые впоследствии передавали на зону.
5. «Свои» и «чужие»
«Чужими» считались молодые люди из других группировок. Жертвами уличных расправ гопников становились ботаники и лохи примерно такого же возраста. Члены группы подстерегали и преследовали их, пытаясь оскорбить, унизить, избить и ограбить. Основными причинами неприязни к своим жертвам у гопников являлись: слабость, незащищенность, трусость, неспособность за себя постоять, личная нажива. «Лох – тот, кто позволяет себя оскорблять»; «ботаник – главное учеба для него, он забитый и не может за себя постоять».
В группе практиковали разводку лохов, которых определяли на улице по внешнему виду.
С сексуальными меньшинствами и неформалами не имели дела. Практики денежных поборов по отношению к «не пацанам» нет. Неприязни по национальному признаку нет.
6. Межгрупповые конфликты.
Столкновения с другими уличными бандами проходили в парках города, либо на вечеринках в кафе «Презент», находившемся в центральной части Ульяновска.
Столкновения с другими группировками были редки. Чаще всего конфликт происходил «по пьянке» в кафе: «Из-за всяких мелочей. Цеплялись к словам, в случае раскола забивали стрелу. Намеренно толкали локтем, чтобы развязать драку; смех, провоцирующий на резкие эмоции, вызывающий неприязнь». Такие конфликты не были продолжительными.
Иногда происходят и длительные конфликты. В драках «инвалидность и убийства бывают».
Возникало противостояние с соседней группой «Офицерьё» с непосредственным участием Сергея. Его дворовые друзья состояли в группе «Офицерьё» и предложили ему перейти к ним, взамен обещая свою «опеку». Но Сергею не хотелось переходить на их сторону. По уличным законам нужно было решить данный вопрос сходкой двух групп, но «стрелка» не состоялась. Постепенно конфликт стихал, и в дальнейшем никаких действий не предпринималось.
Обычно все возникающие проблемы решались «старшими» групп и до драки дело доходило редко. Такого рода переговоры чаще всего заканчивались перемирием. Мирный путь разрешения конфликта считался самым приемлемым в
группировках, но «беспредел» тоже встречался.

7. Закономерности проведения драки.
В драках со сверстниками из конкурентных групп не исключено было применение оружия (ножи, кастеты, арматура и т.п.), использование которых оговаривалось заранее.
Сергей отметил, что в драках испытывает «злость», но привычки к дракам у него не выработалось: «Не знаю, не привыкал. Это как увлечение от безделья или просто [чтобы] пообщаться с пацанами».
8. Внешний вид.
Типичный внешний вид участника группировки включал спортивную одежду темного или черного цвета, вязанную черную шапку-«пидорку» и кроссовки. Было принято коротко стричься. Такой облик был типичен для разных группировок.
Чтобы опознавать своих в драке, снимали шапки.
Сергей признал, что участникам группировки свойственно определенное щегольство.
9. Пацанские понятия.
В группировке не приветствовались:
– трусость при драке или уклонение от драки;
– пособничество правоохранительным органам;
– проявление агрессии по отношению к девушкам и пенсионерам;
– попытки отмазаться от обвинений в случае задержания милицией («я тут случайно оказался») и т.п.
Более опытные учат новичков, «как действовать в той или иной ситуации, как отмазываться в милиции и т.п.».
Имеют место некие воспитательные методы внутри группы. Хотя Сергей и отметил, что в группе нет ограничений на бесцельную агрессивность, но понятие «беспредел» определил так: «Когда “наезжают” без всякой причины и используют опасное оружие».
10. Гендерные установки и отношения.
Отношения с противоположным полом у молодых парней были серьезными не всегда. Встречались случаи, когда девушка использовалась только для совершения полового акта («Как у всех (любовь там…) или “чисто потрахаться”»).
Половой опыт и опыт любовных отношений у этой группы лиц был очень низок. Мнение девушек в группе мало что решало и чаще всего не принималось во внимание. В пользу девушки говорит ее соответствие «гоповскому» стилю («ей
нужно разделять стиль гоповской жизни, походить на него и не отрицать его») и привлекательная, но не вычурная внешность.
Избиения девушек и прилюдного секса не допускалось, хотя по слухам, всё же бывали случаи такого обращения («Некоторые бьют, но вроде в принципе нельзя»).
Существовали и женские группировки, также выяснявшие отношения между собой («Пионерские» – самая сильная группа, «Монализовские»).
11. Дальнейшая судьба.
С годами подростки изменяются во взглядах и образе жизни. Кто-то отслужил, женился, переехал в другой город, поступил в вуз, устроился на серьезную работу: «Среди тех, с кем поддерживаю связь (это три человека) двое доучиваются в Школе высшей летной подготовки, один пришел с армии, работает на заводе».
Состоять в группировке модно, особенно в школьном возрасте. Это большая поддержка со стороны сверстников и старших, защищенность во дворе и даже престиж. Участие в группировке накладывает на подростков определенные обязательства, что объединяет их и укрепляет мужскую дружбу.