Статья из научного сборника “Молодежные уличные группировки: введение в проблематику” / Сост. Д.В. Громов; отв. ред. Н.Л. Пушкарева. – Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. – С. 305
Интервью проводилось в декабре 2008 года с Сергеем Н., 1984 г.р. Имеет высшее образование.
Интервьюер – Нянюкин Азат Рашидович.
1. Общие сведения.
Уличная группировка под названием «Чехия» (район улицы Нариманова) была создана, по словам респондента, более 10-ти лет назад. В пятнадцатилетнем возрасте Сергей попал в эту группу через школьных друзей. Общее увлечение бодибилдингом, или, проще говоря, «качалкой» в то время было популярно среди молодежи. Так как городские группировки были поделены по территориальному принципу, район, где проживал Сергей, относился к данной уличной группе.
В то время насчитывалось около пятнадцати действовавших уличных групп: Польша, Чехия, Офицерьё, Сапля, Сухаревские, Кузинские, Стародаманские, Пятнаревские, Песковские, Центр-Камаз, Центровские, Филатовские, Воинские, Чеченские. Эти группы нередко враждовали между собой. В группе «Чехия» состояло в активе до двухсот человек, хотя в некоторых группах количество членов доходило до двух тысяч. Это в основном юноши в возрасте от 13 до 19 лет, дети из семей со средним и малым достатком (например, в семьях рабочих заводов, учителей, врачей), а также в неблагополучных семьях.
2. Локализация и повседневность группы.
Запретов на прохождение через улицу Нариманова (территорию группировки) посторонних нет, за исключением случаев, когда «существует угроза расправы со стороны гостей или давняя вражда к ним».
Общие сборы проходили три раза в неделю на стройке, в вечернее время. К таким сборам не допускали девушек и наказывали битьем тех парней, кто не пришел. Данный вид наказания не был слишком суровым (исключались удары по голове).
Спортзал посещали регулярно, 2–3 раза в неделю.
Общим пристрастием в музыке был шансон, в частности композиции М. Круга.
3. Структура группы.
Группировка состоит из молодых людей примерно одного возраста; есть иерархия по возрасту и по авторитету. Лидер «Чехии» – Боцман. Являлся «старшим» и приближенным к криминальным структурам. Руководил сборами и вел переговоры со «старшаками» других групп. Обладал умением разрешать возникающие конфликты и пользовался большим авторитетом среди чужих и своих, имел более агрессивный вид и мускулатуру, чем выделялся среди остальных членов банды.
Предложенные лидерские качества Сергей выстроил следующим образом (по убыванию): 1) связь с криминалом; 2) агрессивность; 3) умение разрешать конфликты; 4) физическая сила и ловкость; 5) справедливость; 6) деловая хватка.
4. Криминал.
Имела место деструктивная деятельность: «Били машины, грабили прохожих, избивали школьников».
Вербовки в ряды криминала не было, хотя старшие имели связь с криминальным миром, некоторые бывали в заключении. Один раз в неделю сдавались членские взносы, которые впоследствии передавали на зону.
5. «Свои» и «чужие»
«Чужими» считались молодые люди из других группировок. Жертвами уличных расправ гопников становились ботаники и лохи примерно такого же возраста. Члены группы подстерегали и преследовали их, пытаясь оскорбить, унизить, избить и ограбить. Основными причинами неприязни к своим жертвам у гопников являлись: слабость, незащищенность, трусость, неспособность за себя постоять, личная нажива. «Лох – тот, кто позволяет себя оскорблять»; «ботаник – главное учеба для него, он забитый и не может за себя постоять».
В группе практиковали разводку лохов, которых определяли на улице по внешнему виду.
С сексуальными меньшинствами и неформалами не имели дела. Практики денежных поборов по отношению к «не пацанам» нет. Неприязни по национальному признаку нет.
6. Межгрупповые конфликты.
Столкновения с другими уличными бандами проходили в парках города, либо на вечеринках в кафе «Презент», находившемся в центральной части Ульяновска.
Столкновения с другими группировками были редки. Чаще всего конфликт происходил «по пьянке» в кафе: «Из-за всяких мелочей. Цеплялись к словам, в случае раскола забивали стрелу. Намеренно толкали локтем, чтобы развязать драку; смех, провоцирующий на резкие эмоции, вызывающий неприязнь». Такие конфликты не были продолжительными.
Иногда происходят и длительные конфликты. В драках «инвалидность и убийства бывают».
Возникало противостояние с соседней группой «Офицерьё» с непосредственным участием Сергея. Его дворовые друзья состояли в группе «Офицерьё» и предложили ему перейти к ним, взамен обещая свою «опеку». Но Сергею не хотелось переходить на их сторону. По уличным законам нужно было решить данный вопрос сходкой двух групп, но «стрелка» не состоялась. Постепенно конфликт стихал, и в дальнейшем никаких действий не предпринималось.
Обычно все возникающие проблемы решались «старшими» групп и до драки дело доходило редко. Такого рода переговоры чаще всего заканчивались перемирием. Мирный путь разрешения конфликта считался самым приемлемым в
группировках, но «беспредел» тоже встречался.
7. Закономерности проведения драки.
В драках со сверстниками из конкурентных групп не исключено было применение оружия (ножи, кастеты, арматура и т.п.), использование которых оговаривалось заранее.
Сергей отметил, что в драках испытывает «злость», но привычки к дракам у него не выработалось: «Не знаю, не привыкал. Это как увлечение от безделья или просто [чтобы] пообщаться с пацанами».
8. Внешний вид.
Типичный внешний вид участника группировки включал спортивную одежду темного или черного цвета, вязанную черную шапку-«пидорку» и кроссовки. Было принято коротко стричься. Такой облик был типичен для разных группировок.
Чтобы опознавать своих в драке, снимали шапки.
Сергей признал, что участникам группировки свойственно определенное щегольство.
9. Пацанские понятия.
В группировке не приветствовались:
– трусость при драке или уклонение от драки;
– пособничество правоохранительным органам;
– проявление агрессии по отношению к девушкам и пенсионерам;
– попытки отмазаться от обвинений в случае задержания милицией («я тут случайно оказался») и т.п.
Более опытные учат новичков, «как действовать в той или иной ситуации, как отмазываться в милиции и т.п.».
Имеют место некие воспитательные методы внутри группы. Хотя Сергей и отметил, что в группе нет ограничений на бесцельную агрессивность, но понятие «беспредел» определил так: «Когда “наезжают” без всякой причины и используют опасное оружие».
10. Гендерные установки и отношения.
Отношения с противоположным полом у молодых парней были серьезными не всегда. Встречались случаи, когда девушка использовалась только для совершения полового акта («Как у всех (любовь там…) или “чисто потрахаться”»).
Половой опыт и опыт любовных отношений у этой группы лиц был очень низок. Мнение девушек в группе мало что решало и чаще всего не принималось во внимание. В пользу девушки говорит ее соответствие «гоповскому» стилю («ей
нужно разделять стиль гоповской жизни, походить на него и не отрицать его») и привлекательная, но не вычурная внешность.
Избиения девушек и прилюдного секса не допускалось, хотя по слухам, всё же бывали случаи такого обращения («Некоторые бьют, но вроде в принципе нельзя»).
Существовали и женские группировки, также выяснявшие отношения между собой («Пионерские» – самая сильная группа, «Монализовские»).
11. Дальнейшая судьба.
С годами подростки изменяются во взглядах и образе жизни. Кто-то отслужил, женился, переехал в другой город, поступил в вуз, устроился на серьезную работу: «Среди тех, с кем поддерживаю связь (это три человека) двое доучиваются в Школе высшей летной подготовки, один пришел с армии, работает на заводе».
Состоять в группировке модно, особенно в школьном возрасте. Это большая поддержка со стороны сверстников и старших, защищенность во дворе и даже престиж. Участие в группировке накладывает на подростков определенные обязательства, что объединяет их и укрепляет мужскую дружбу.
Чубарик
Хороший материал. Ностальгический.
Чтобы не говорили противники режима и “едросни”, от такого кошмара мы ушли бесконечно далеко.
да нет наверно (Задорнов)
Я тоже противник пукинской едросни, но ты д_бил, который жизни не видел и не знает. Эти “структуры” и сейчас работают, но по другим принципам и в тех сферах, о которых почти никто не говорит, например, кормятся с мигрантов “по закону”.
А что касается “Улпрессы”, то у этих “правдорубов”, видимо, иссякла фантазия – как завоевать читателя, хотя это, наверное, их уровень, к которому они стремятся – быдлопресса …
Д…
1. Чубарику.
Никуда мы не ушли от этого. Молотят по подворотням всех подряд, да ещё и на видео снимают!! Милиция после этого говорит: Даже и не пишите заявления. Мы вас затаскаем на опознание, но результата не будет!
Милиция из дворов ушла, патрулирования нет.
2. Улпрессе
Вам правда уже нечем заняться???? Вы же вред наносите этой Фуйнёй! Снимите эту пакость!!!! Не превращайтесь в Дом-2.
(Ежов, тебя подставили или ты сам?)
Житель
меня всегда удивляло, бегают, проламывают друг другу головы, особо жестокие грабят и т.д., а потом раз, подрос, на работу пошёл, папой стал, весь такой пушистый, а кому ты голову арматурой проломил или избил до полусмерти, сколько не при делах пацанчиков пострадало, ты не знаешь и плевать как он сейчас живёт, если вообще живёт, спокойно спишь типа.
Работяга
Абсолютно согласен. Многие думают, что подобное преступление совершенное в молодости с годами списывается. Старше стал, работу хорошую поимел, жену, машину, бизнес. А на самом деле был мразью и остался.
Весельчак У
Давайте ещё опишем как правильно сварить “ханку”, чем трякнуть по затылку, чтобы быстро ограбить…