Инсайдеры сообщают: фрагмент о реформе в сфере МСУ вырезали из послания Путина в последний момент. Решили разыграть через «петрушек» – будет высказана инициатива снизу, которая и будет «поддержана». Причина: нарастающая неуправляемость выборов муниципального уровня (Ройзман – самая показательная вершина айсберга). Сейчас запущен процесс глубинного мониторинга: опубликовано исследование Института социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ), в котором указаны две модели реформирования власти на местах. К слову, ИСЭПИ считается «выносным мозгом» АП. Считается, что именно директору этого фонда Дмитрию Бадовскому принадлежала инициатива лишить мэров независимости для укрепления государственной вертикали власти.

Первая модель фонда описывает одноуровневую систему местного самоуправления, при которой губернаторы будут назначать глав городских округов и районов. Уровень муниципального самоуправления сохранится при этом на уровне поселений и районов, за которыми будут закреплены хозяйственные вопросы. Городские Думы и районные советы также предлагается упразднить за счет формирования внутригородских округов и местных советов: там депутаты будут избираться на прямых выборах.

Вторая модель, описанная фондом Бадовского, предполагает создание «городских агломераций»: имеются в виду столицы субъектов и крупные города. При этом главы администраций будут назначаться губернаторами по согласованию с депутатами Гордумы, которая при такой модели сохраняется.

 

Аналитики указывают, что подобный сценарий может быть лишь пробным шаром. «Совершенно необязательно, что представленные предложения — наиболее вероятный сценарий реализации реформы. Все будет зависеть от того, как общество отреагирует. Такое часто бывает: в администрации президента намеренно какую-то идею вбрасывают, а потом, если она не идет, дают отбой. Если бы решение было принято наверняка, Путин заявил бы об этом, как и предполагалось во время послания», — описывает кремлевские технологии анонимный источник.

Однако по косвенным признакам заметна серьезная подготовительная работа: в частности эта инициатива уже была озвучена на съезде Народного Фронта в Ростове еще 5 ноября. Буквально сегодня, на уровне Председателя Правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Костина проходит круглый стол «Местное самоуправление: проблемы эффективности и модели развития» и это только часть уже запущенного более широкого диалога.

 

Выводы в случае реализации данных сценариев (цитируем группу «Ульяновская политика» в сети Фейсбук):

1. Нынешняя Ульяновская городская дума последняя в том виде, которой она была все эти 20 лет. Депутатам можно свои значки теперь хранить, как раритет, можно будет продать за дорого.

2. Всенародно выборного представительного органа в Ульяновске больше не будет, даже если примут модель “Ульяновск – агломерация”, депутаты в него будут делегироваться из дум районов города.

3. Вся схема будет внедрена до 2016 года, за 2014 год и первую половину 2015 г. к единому осеннему дню голосования все успеют сделать. Бедные наши коммерсы и элиты – сейчас у них голова заболит, чтобы разобраться в меняющейся обстановке и вычленить для себя новые центры принятия решения. Куда теперь идти во власть, во что вкладываться – чтобы сохранить свой административно зависимый бизнес – непонятно.

4. Должность губернатора теперь становится не просто ключевой, а супер мега ключевой, если раньше на уровне городской власти хоть как-то мог существовать баланс интересов, был свой ареал для многих элит, то теперь все. Все взгляды устремляться на одно кресло.

5. В этом ключе Морозову теперь надо быстрее определяться со своим следующим сроком – идет, не идет, когда, с кем и т.п. Есть огромные риски, что в игру за кресло и дискредитацию действующего губернатора теперь могут включится серьезные силы, поскольку к новой должности теперь идет бонус административного центра.

6. Районные внутригородские думы: полномочий и денег будет ноль, но как школа партийного взросления и становления новых политиков – отличный инструмент, я считаю, молодежи (нормальной молодежи – тем кому около 30) надо задуматься, появляется реальная “точка входа».

 

Подводя итоги оспорим выводы автора по части того, что возрастают риски для губернатора – скорее напротив, они нивелируются за счет отмены выборов мэра Ульяновска. Фактически пропадает лишняя головная боль. И не случайно губернаторы уже выказывают новой инициативе широкую поддержку. Однако тем самым проблемы скорее загоняются внутрь – политическое представительство все более сокращается, окончательно пропадает интрига, поле хоть какой то борьбы фактически уничтожается полностью. В новых условиях оппозиционным политическим силам остается только консолидироваться – иных шансов у них просто не остается. Да и то – с совершенно негарантирвоанным результатом.

 

В материале использованы публикации агентства Ура.ру , газеты Коммерсант, группы «Ульяновская политика».

Текст аналитической записки РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МСУ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ И ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЯХ: ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ