Недавно Ульяновск с двухдневным визитом посетил полпред президента в ПФО Михаил Бабич и его заместители. Михаил Бабич обсудил с руководством региона вопросы развития авиационного кластера, подготовки к первому Всероссийскому фестивалю национальных видов спорта и Чемпионату мира по хоккею с мячом, которые пройдут в регионе, а также провел заседание Совета округа по вопросам межэтнических отношений. Однако ключевым событием в рамках визита полпреда в Ульяновск стало XXXVII заседание Ассоциации законодателей ПФО, на которое съехались делегаты 14 регионов округа, прошедшее в региональном Законодательном собрании. Обсудили многое, но самые вопиющие факты коррупции остались за кадром.
Противодействие коррупции
В работе Ассоциации приняли участие заместители полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Леонид Гильченко и Алексей Сухов, координатор Ассоциации Сергей Грачев, глава региона Сергей Морозов, Главный федеральный инспектор по Ульяновской области Владимир Козин и другие.
Одним из главных обсуждаемых вопросов стала тема противодействия коррупции.
«Мы прекрасно понимаем, что преследование и наказание коррупционных преступлений – это не задача органов исполнительной и законодательной власти. Но в наших силах разработать эффективные механизмы профилактики и заниматься правовым просвещением, воспитывая сознательных и грамотных граждан», – отметил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
Глава региона подчеркнул, что в Ульяновской области имеется уникальный опыт по созданию института Уполномоченного по противодействию коррупции, которого нет ни в одном другом регионе страны. В результате введения этой должности, по словам господина Морозова, сократилось количество обращений в прокуратуру с жалобами на законодательные акты.
С докладом о законодательных и иных мерах противодействия коррупции в регионах округа выступил заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Сухов. Он рассказал о действиях, принимаемых в этом направлении на федеральном уровне, а также озвучил проблемы, с которыми приходится сталкиваться в этом направлении. Так, во многих регионах с запозданием принимают собственные законы, развивающие и детализирующие положения федеральных законов.
Практически не применяется форма увольнения в связи с утратой доверия. В разных регионах процент госслужащих, которые отчитываются о своих доходах-расходах, слишком высок. Нет единого мнения в определении коррупциогенных должностей. Именно поэтому, несмотря на все выявленные нарушения, наказывают каждого третьего госслужащего, каждого пятого муниципального служащего.
Как отметил Сухов, в регионах достаточно высокий уровень коррупционных проявлений, особенно в дорожном строительстве, образовании и здравоохранении, а также при заключении государственных и муниципальных контрактов.
Если фактов коррупции выявлено много, то считается, что с ней плохо борются, – отметил Грачев, – а если не выявлено, значит, над этим не работают.
Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Леонид Гильченко подчеркнул, что, по мнению жителей страны, коррупция является главным препятствием для исполнения Указов Президента РФ.
Ульяновск – в лидерах
В ходе обсуждения прозвучали предложения совершенствовать методику антикоррупционного анализа, активнее привлекать независимых экспертов, а также инициировать широкое обсуждение законопроектов до их принятия.
Ассоциация прошла достаточно плодотворно, и все вопросы, которые на ней рассматривались, достаточно злободневны и касаются большого количества людей, отметил заместитель Председателя ЗСО, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов. – Если говорить о борьбе с коррупцией, в Ульяновской области, так и в других регионах Приволжского федерального округа в рамках действующего законодательства разворачивается достаточно серьезный спектр мероприятий.По большинству из них наш регион находится в лидерах. И привлечение общественных структур, и создание общественно-государственных организаций по контролю и по борьбе с коррупционными проявлениями в Ульяновской области идет активнее, чем во многих регионах Приволжского федерального округа. Что касается результативности этой деятельности, то пока говорить о том, что мы впереди всех, нельзя.
“Статистика по фактам выявленных коррупционных проявлений, статистика исполнения представителями органов государственной власти всех тех обязательств и ограничений, которые сегодня налагаются законом, говорит, что еще есть много вопросов. Но исходя из той информации, которую мы услышали, понятно, что руководство Ульяновской области движется в верном направлении, и те структуры, которые сегодня созданы, могут серьезно нам помочь. Главное, что чем больше внимания в борьбе с коррупцией уделяется общественной экспертизе и контролю, тем меньше вопросов у граждан остается к прозрачности и эффективности работы чиновников” – отметил господин Тихонов.
Бабич приехал не случайно?
Однако в усиленной борьбе с коррупцией в регионе уверены не все. Своим мнением с нами поделился правозащитник Игорь Корнилов.
– Не исключено, что приезд полпреда в ПФО Михаила Бабича и заседание Ассоциации связано с моим обращением в администрацию президента РФ по поводу саботажа исполнения указов президента о борьбе с коррупцией в регионе, – рассказал Корнилов. – Слишком уж много случайностей. В своем письме я на конкретных примерах показал механизмы злоупотреблениями полномочиями должностных лиц. По изложенным фактам прокуратура Ульяновской области и Следственный комитет региона проводят проверку, однако нарушения в сфере здравоохранения продолжаются. В частности, как сообщил руководитель УФАС по Ульяновской области, со стороны учреждений здравоохранения в 2013 году продолжались нарушения 94-ФЗ «О размещении заказов» и 135-ФЗ «Закона о защите конкуренции» и они носят систематический характер. После этого по инициативе Ульяновского отделения «Общероссийский Народный Фронт» состоялось обсуждение публикации Сергея Титова в «Коммерсанте» по поводу моего письма президенту России о причастности должностных лиц правительства Ульяновской области к коррупционным преступлениям. Это скандал, связанный с региональным министерством здравоохранения, которое экономит на лекарствах для детей и тяжелобольных, о чем сообщает прокуратура. Так, по министерскому приказу потребность льготников в лекарствах на 2014 год сокращена более чем на 70%! А ведь недополучение лекарств для тяжелобольных – это гарантированный летальный исход! Немало вопросов по поставкам питания в больницы, чья стоимость явно завышена в отличие от качества. Прослеживается лоббирование во власти интересов недобросовестных поставщиков. К примеру, в продвижении и лоббировании деятельности ООО «Альтернатива», которая как раз занимается поставкой продуктов питания в школы и больницы, вижу прямую заинтересованность семейства Эдварсов. И таких случаев хватает.
Хватает фактов
Однако об этом на совещании не было сказано ни слова. Впрочем, как и о каких-либо конкретных фактах и мерах по борьбе с коррупцией. Как отметил Корнилов, складывается впечатление, что отчитались, поговорили и разошлись. Даже уполномоченному по противодействию коррупции Александру Павлову слова не дали, свою резолюцию он предоставил в письменном виде. Мы связались с господином Павловым после заседания.
Сегодня в регионе ведется эффективная работа в этом направлении, – рассказал Александр Федорович. – Наша работа такова, что афишируется лишь после решения суда. За 4,5 года существования института Уполномоченного, более 5 миллиардов рублей «всплыли наружу». В 2012 году в 2 раза больше на коррупции попадались муниципальных служащих. Наше дело – предупредить коррупцию. На сегодняшний день в каждом районе организована работа общественных антикоррупционных образований.
“Что касается последних скандалов. Скандал вокруг питания пациентов психоневрологической больницы, которые не дополучали мясо, масловыеденного яйца не стоит. Мы привлекли Роспотребнадзор, разобрались. Это обычный спор хозяйствующих субъектов в оказании услуг. Здесь нет коррупционной составляющей, скорее всего это административное нарушение, питание поступит. Что касается обращения Корнилова, то считаю, что оно на пустом месте, нет решений ни арбитражного суда, ни заявлений пострадавших” – отметил господин Павлов.
И все-таки это не означает, что проблем в регионе нет. Как рассказал Александр Павлов, институтом Уполномоченного собраны материалы по коррумпированной деятельности ОАО “Ульяновскавтодор” по разбазариванию имущества на десятки миллионов рублей. Материалы переданы в правоохранительные органы, по одному эпизоду заведено уголовное дело на генерального директора Сергея Рощина, который снят с должности.
В частности, нами собраны материалы о передаче фирмам без заключения договоров инертных материалов, запасных частей и другое, – пояснил Павлов. – По одному эпизоду «ущерб» составляет порядка 15 миллионов рублей. Второй эпизод – пропажа асфальта при реконструкции дороги Ульяновск-Димитровград в 2012 году. Затем эпизоды с лизингом техники: при наличии собственных самосвалов, брал машины в Тольятти в лизинг в 2 раза дороже. Правоохранительные органы разбираются. А как вы считаете, почему по собственному желанию уволился председатель комитета ЖКХ администрации Ульяновска Владислав Игонин? Мы проверили деятельность и выяснили: по адресу Инженерный проезд, 44 проводились дорожные работы, проектно-сметная документация была оформлена с нарушениями. Там должны быть установлены остановки и проведены ливневки, фактически их нет. А это «тянет» почти на 50 миллионов рублей. Сейчас разбираемся с комитетом ЖКХ мэрии Ульяновска, выясняем, есть ли коррупционная составляющая, пока лишь говорим о сговоре с управляющим компаниями.
Проблемы есть и, хочется верить, что разбираться в них будут по-настоящему, не для галочки. Непонятно одно: как, несмотря на все эти факты, Ульяновская область по минимальному количеству коррупционных скандалов лидирует в ПФО?!
Светлана Александрова