Мы начали готовить наш традиционный обзор трендов уходящего года и неожиданно поняли, что анализа следствий из них сделать невозможно — решения властей непредсказуемы, и с использованием обычной логики их спрогнозировать невозможно. Так какой же понятийный аппарат использовать? Мы нашли ответ на этот вопрос.

Уже давно известный телеведущий Александр Гордон в одном из интервью рассуждал о разнице мужского и женского мышлений. По его мнению, которое, если вдуматься, имеет под собой основания, основная гендерная разница в способе мышления заключается в том, что у мужчин всегда совпадают причины и следствия, а у женщин — нет. Если распространить эту теорию на Ульяновскую область, то можно сделать очевидный вывод: наш регион — типичная женщина.

В России принято жить настоящим. Не так давно мы уже рассуждали на эту тему, и пришли к выводу, что будущего как времени у нас нет. Именно этим можно объяснить и типичную для региона, да и для страны в целом, ситуацию, когда решения принимаются исключительно постфактум. Упал самолет — проведем проверку авиаперевозчиков, случился пожар — купим пожарные машины и т. д. Способ управления — реакция (следствия) на события (причины). Линейная реакция проста и близка к рефлекторной реакции на внешние раздражители. Все это отлично описывается в рамках простой логики ровно до тех пор, пока укол иголкой вызывает спазм, а поднесение руки к огню — её рефлекторное отдергивание.

Ровно так и происходит при реакции на простые события, а вот следствия, вызванные достаточно глобальными причинами-трендами, в регионе зачастую выглядят совершенно неадекватными.

Конcпирологически это можно объяснить дъявольской хитростью и продуманной многоступенчатой долгосрочной стратегией. Но, увы. Если это так, то хитрость властей не подлежит вообще никакому осмыслению, а стратегия настолько долгосрочная, что вычленить и просчитать её в принципе невозможно. Это возможно лишь в том случае, если все решения проходят через некий блок криптографии, который придает им видимую бессистемность и абсолютную нелогичность. За которыми, конечно же, скрывается великий вселенский смысл.

В наличие гуманитарной криптографии в управлении мы не верим, поэтому остаётся одно — смириться с теорией женской логики. Ничего не поделать — причины и следствия в стратегическом управлении регионом различаются почти всегда.

Пример. Гражданское общество

Долгоиграющая история со строительством отеля «Марриотт» обернулась для власти реальными рисками. В самом начале развития сюжета никто не верил в то, что активные жители города смогут «раскачать тему» до такой степени, что вокруг нее реально объединятся неравнодушные люди. Но это произошло. Значит, гражданское общество — это не совсем фикция как до последнего надеялись власти, пытаясь перевести конфликт в привычную политическую плоскость борьбы с оппонентом — депутатом ЗСО от КПРФ Алексеем Куринным. А это уже реальная опасность. История вполне может повториться. Тем более, что область успела вырваться в лидеры по числу жалоб в приемную Путина.

Краткосрочные следствия: вынужденный «задний ход» власти в затянувшейся борьбе с врагами стройки, старательное избегание всяческих «Марриоттов номер два» в зеленых зонах.

Долгосрочные следствия: усилившиеся попытки сформировать «карманное» гражданское общество на которое можно ссылаться и с которым «возможен нормальный диалог» — запуск бесконечных общественных советов, Палаты справедливости, выход власти к приближенным гражданским активистам. Остальные — маргиналы и враги власти.

«Женская логика»: в долгосрочной перспективе логично было бы запретить в области вообще трогать даже травинку, изъять из обращения профнастил зеленого цвета, а для застройщиков гостиниц сделать обязательной процедуру согласования проекта с Animal Planet, Greenpeace, специально созданным министерством гостиниц и ЖЭУ номер 12.

Капитан очевидность: общественная активность в городе явно не ограничивается защитой зелени. Опасаться власти надо уже других вещей.

И так почти во всем. Власть ведет себя как типичная женщина по Гордону — через неделю реагирует гневом на пролитый кетчуп, но при этом в упор не замечает дыры в потолке.