В редакцию пришло письмо от читательницы, муж которой долгое время работал на предприятии ООО «Стройпластмасс-СП». Сейчас эта организация фактически ждет своего нового владельца – в следующем году туда придет турецкий инвестор. Однако кто будет выплачивать задолженные деньги предыдущим работникам – неизвестно.
Муж нашей читательницы работал на «Стройпластмассе» в Салмановке три года. И поначалу все было хорошо – платили зарплату, на работу возил служебный автобус… Со многим приходилось мириться ради денег – в декабре 2011 года свеклу добывали из-под снега в течение двух недель, в холод, рискуя своим здоровьем. Тогда все это казалось оправданным – семья Васильевых многодетная, деньги нужны всегда.
Однако со временем становилось ясно, что работа-то, на самом деле, далеко не самая лучшая. Большие претензии в письме женщина выражает руководству «Стройпластмасса», которое, по ее словам, сплошь и рядом нарушало трудовое законодательство – не платили деньги за работу в выходные дни, не предоставляли за это отгулы, по неотложным делам людей отпускали с большим скрипом – проблемой было попасть к стоматологу. Практически не давали даже отпуска.
Дальше – больше. На «Стройпластмасс-СП», рассказывается в письме, перестали платить зарплату. Сначала задерживали на две недели, потом – на месяц, на два, три… Люди поняли, что так дальше продолжаться не может, и стали один за другим уходить с предприятия – просто в никуда, на поиски, на биржу труда. В отделе кадров предприятия старались удержать работников всеми правдами и неправдами – не принимали второй экземпляр заявления об увольнении, на первом не ставили дату. В итоге в трудовой инспекции посоветовали отправлять заявления по почте, и уволиться, по крайней мере, удалось. Однако задолженность по зарплате так и не выплатили. Новая битва – за честно заработанные деньги – продолжается до сих пор.
В итоге человек уходил с завода ни с чем -отбирали пропуск, денег не давали. С пустыми руками приходилось искать работу, получать откровенно небольшую помощь на бирже труда, с трудом сводить концы с концами.
«Нисколько не удивляюсь, что люди не платят за услуги ЖКХ, – пишет читательница в письме. – Точно в таком же положении находится в данный момент и наша семья».
Все уволенные теперь подают на «Стройпластмасс» в суд, и он встает на сторону потерпевших. Однако и решение суда не указ руководству разоренной организации. Решение о возвращении заработанных денег бывшие работники несут судебным приставам, те, как описывает один и тот же алгоритм действий читательница, передают его в банк «Солидарность», где находятся счета компании. «В банке заводят картотеку по судебному решению и человека «обнадеживают» окончательно: «Когда будут выплачены деньги, не знаем, может, через полгода, а может, и дольше не получите», – так описывает происходящее семья Васильевых.
По словам читательницы, о ситуации знают ив прокуратуре, которая не раз уже приходила общаться с руководством организации. Вроде бы и делом все занимаются, суды выигрывают, но толку – ноль.
Все эти слова подтверждают и многочисленные сообщения из разных источников о ситуации на заводе. В частности, в 2012 году, по информации службы судебных приставов, на предприятии, вернее, его сельскохозяйственной составляющей, за долги по зарплате были арестованы 180 поросят. Ульяновская районная прокуратура не раз направляла исковые заявления о взыскании заработной платы – по нескольку десятков исков за раз с огромными суммами. Неоднократно возбуждалось и дело об административном правонарушении в отношении ООО «Стройпластмасс-СП» и его генерального директора. Задержку по зарплате тот объяснял тяжелым финансовым положением предприятия – 25 апреля предприятие было признано банкротом. В сентябре директор был привлечен к административной ответственности за нарушение сроков выплаты зарплаты… В апреле 2013 года даже Следственный комитет обратил внимание на «Стройпластмасс-Агропродукт», входящий в холдинг предприятия. По данным следствия, в период с 1 ноября 2011 года по 30 июня 2012 года руководство организации открыло дополнительные банковские счета, рассчитывалось с контрагентами через банковские счета другой организации, тем самым скрывая от налогового органа денежные средства, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам, в сумме более 1 миллиона 800 тысяч рублей. Расследование того уголовного дела, судя по всему, еще не завершено.
А не так давно «Симбирский курьер» писал о том, что предприятием, вернее, его возрождением, займутся турки – инвесторы из этой страны готовы вложить свои деньги в развитие холдинга. Предполагается, что там будут трудиться более 2000 человек, что больше в два раза, чем работало даже до банкротства… Но вот бывшим работникам от этого мало проку. Читательница в письме спрашивает: кто же отдаст зарплату ее мужу, когда турки придут на завод? В Государственной инспекции труда по Ульяновской области нам разъяснили, что новые хозяева, действительно, к этой ситуации отношения не будут иметь никакого.
– В случае банкротства предприятия взыскивать задолженность по зарплате нужно по суду, – сообщили в пресс-службе трудовой инспекции. – При продаже предприятия все претензии по выплате заработной платы нужно будет адресовать бывшему руководству -именно с него нужно требовать деньги.
Эта ситуация работникам совершенно не нравится, потому что фактически означает, что деньги они не получат еще очень долго. Теперь они просят помочь правительство области, потому что сами остались ни с чем и без помощи.
Сергей ГУРЬЯНОВ