Противостояние руководства Ульяновска и энергомонополиста ОАО «Волжская ТГК» нарастает.

Накануне Нового года городской комитет ЖКХ разослал по управляющим компаниям города письма с просьбой «рассмотреть возможность расторжения договоров на поставку энергоресурсов с Ульяновским филиалом ОАО «Волжская ТГК». Что за этим стоит и какие последствия может вызвать для Ульяновска, выяснял «СК».

Как следует из текста письма от имени заместителя председателя комитета ЖКХ Виктора Долгалева, просьба высказывается «во исполнение поручения 48-АП от 13.12.2013 года главы города (М.П.Беспаловой) по итогам аппаратного совещания администрации города Ульяновска от 10.12.2013 года». Информацию необходимо было предоставить в комитет до 27 декабря 2013 года.

Реакция управляющих компаний и ВоТГК на письмо пока неизвестна – в праздничные дни ни те, ни другие недоступны. Стоит лишь догадываться и об истинных целях руководства Ульяновска в стремлении лишить энергомонополиста потребителей. О недовольстве ценовой политикой и в целом деятельностью поставщика глава города Марина Беспалова высказывалась неоднократно. К примеру, на одном из ноябрьских совещаний в горадминистрации она публично призвала руководство филиала добровольно снизить тариф на теплоснабжение, заявив при этом, что есть все основания для обращения по этому вопросу в суд от неограниченного круга лиц (см.«СК» за 28.11.2013 года). Тогда, напомним, были приведены данные, согласно которым в однотипных жилых домах разница в оплате теплоснабжения составляет от 58 до 120 процентов. В первом случае речь идет о домах, где установлены приборы учета, и там, где люди платят по нормативу, во втором – при наличии систем погодного регулирования. Энергетикам было предложено снизить тарифы для «неоприборенных» домов до уровня таких же со счетчиками, но те ответили отказом.

По одной из версий, добиваясь более низких цен на тепловые ресурсы, руководство Ульяновска стремится не допустить банкротства муниципальных предприятий «Городская теплосеть», «Теплоком» и «Теплосервис», обеспечивающих транспортировку вырабатываемой ВоТГК тепловой энергии. Как не раз заявляла Марина Беспалова, непомерно завышенные тарифы как раз преследуют цель навесить на МУПы многомиллионные долги, а затем инициировать их банкротство и в конечном итоге забрать принадлежащие им тепловые сети. Опасения небезосновательны, учитывая, что энергомонополист сегодня предъявляет претензии муниципальным предприятиям на общую сумму 3,5 миллиарда рублей.

Причем суммы долга увеличиваются с каждым месяцем.

Призыв к управляющим компаниям города расторгнуть договоры на поставку тепла и горячей воды от ВоТГК, очевидно, – очередная попытка руководства города надавить на энергокомпанию, показать серьезность своих намерений. Сделать это как-то по-другому город, похоже, уже не в силах. Напористая политика в регионе энергетического гиганта КЭС-холдинга, филиалом которого является ОАО «Волжская ТГК», за последние годы привела к объединению в одно целое до того самостоятельных ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и Территориального управления по теплоснабжению Ульяновска. В Ульяновске КЭС-холдингу принадлежит 80 процентов рынка сбыта. Отказаться от услуг ВоТГК город уже не способен. В роли последнего бастиона выступают три МУПа. За них-то и ведется война, как считают, вероятно, в мэрии.
Каковы варианты дальнейшего развития событий? Как полагают эксперты, муниципальные УК вынуждены будут подчиниться воле горадминистрации. Скорее всего, выполнят просьбу и частные компании, не желая портить отношения с властями.

Чиновники здесь практически ничем не рискуют, ведь по действующему законодательству потребители имеют право заключать непосредственные, прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. В то же время потребителя никто не вправе обязать заключить такой договор.

При этом энергетики по закону обязаны осуществлять бесперебойную подачу коммунальных ресурсов, если хотя бы один из сотни жильцов дома оплатил услуги.

Вадим Пилюков