27 декабря минувшего года глава региона Сергей Морозов подписал Декларацию градостроительного развития Ульяновской области.
Из пояснений заместителя министра строительства – директора Департамента архитектуры и градостроительства региона и ведущего автора проекта Татьяны Тарасовой следует, что Декларация разработана в целях совершенствования градостроительной политики, развития городских и сельских территорий, создания комфортной среды обитания в муниципальных образованиях.
Документ даёт анализ ситуации с городской и сельской застройкой, содержит тезисы нового урбанизма и экоустойчивости области, предложения по обеспечению безопасно городской среды на основе градостроительных решений. Он обращает наше внимание на постепенное замещение многоэтажного блочного и панельного жилья на жильё малоэтажное и высокоплотное. В нём прямо сказано, что населённые пункты с автомобильным доминированием не могут быть удобными для проживания в них. Одновременно с этим предлагаются решения, сдерживающие использование автомобилей. Это расширение сети пешеходных улиц, развитие общественного транспорта, велоинфраструктуры.
В Декларации отмечается необходимость введения жёстко регулируемого парковочного режима, в первую очередь на улицах, где припаркованные автомобили снижают их пропускную способность. А также установление парковочных тарифов с прогрессивной почасовой ставкой, направленных на значительное увеличение платы за долгосрочную стоянку. Такая мера, как показывает практика, избавляет город от необходимости активного сооружения многоэтажных паркингов, особенно в городском центре. Сказанное дополняется предложением о введении норм, обязывающих каждого автовладельца обзавестись узаконенным парковочным лотом по месту жительства.
Интересны и другие предложения: ограничения по скорости движения и сквозному проезду на улицах в жилой застройке, преобразование в пешеходные зоны улиц с большим пешеходным движением и хроническими автомобильными заторами. Сюда же входит предоставление преимуществ в движении вагонам общественного транспорта, в частности, трамваям и троллейбусам. Сужение широких проспектов (особенно в Новом городе) для того, чтобы отдать часть полос общественному транспорту, велосипедистам, расширить тротуары для пешеходов. Отказаться от практики заполнения машинами всего пространства без остатка.
Рекомендации о сокращении автомобильного транспорта в регионе видятся нереальными. Зато можно только приветствовать возвращение площадей прохожим. Сегодня, напротив, каждый свободный клочок земли, в том числе зелёные зоны, тут же оккупируется автомобилистами, приспосабливается под так называемые стоянки. Понятно, что налицо издержки урбанизации, что мы оказались не готовы к такому наплыву «железных коней». Но когда видишь, что автомобили перекрывают пешеходные зоны, оставляются на ночь в парках и скверах, под окнами жилых домов и социальных учреждений, что они не въезжают, разве что, на ступени торговых точек, о качестве жизни и комфортной среде обитания говорить затруднительно.
Рациональное зерно видится в предложении заменить подземные переходы на надземные. В наших подземках, действительно, чувствуешь себя неуютно – в них мрачно, грязновато и, что скрывать, не всегда безопасно.
В Декларации много сказано про общественный транспорт. Предложения умные, грамотные, понятные: выделить полосы для общественного транспорта, увеличить частоту его движения, сделать остановки удобными для пассажиров, развить сеть скоростных трамваев, внедрить сетевые схемы движения. Авторы Декларации практически не скрывают, что общественный транспорт тяжело и хронически болен. Дисциплины на дорогах больше не становится, водители и пешеходы по-прежнему тихо ненавидят друг друга и дружно клянут местные власти и стражей порядка. Если учесть, что рост числа автомобилей будет только продолжаться, улучшения ситуации ждать трудно.
Позиция авторов Декларации обозначена чётко: они отдают приоритет пешеходу. «Признание приоритета пешехода, – говорит Татьяна Тарасова, – вопрос политический. Он означает, что для региона важен каждый человек, а не только тот, у кого есть личный автомобиль».
Приоритет пешехода, как сказано в документе, означает особую организацию городской среды с широкими тротуарами, велодорожками для спокойных прогулок и спортивного катания, объединение дорожек в единую сеть с улицами, автобусными маршрутами и парками.
Остаётся нерешённым единственный вопрос. Число автомобилей с каждым годом растёт, общественный транспорт активно вытесняется легковушками, налицо негативные последствия для пешеходных пространств. И что прикажете делать? В Декларации есть ответ. Обеспечить пятиминутную пешеходную доступность до объектов социального обслуживания населения. Создавать сетку улиц без тупиков (через каждые 70-80 метров) с иерархией жилья всех типов, бульваров, аллей. Повышать качество пешеходной сети и общественных пространств.
Виктор Никитин