Налоговой системе, которая уродует и уничтожает экономику России, требуется срочная реформа.

А-у-у-у!!! Государственные деятели, неужели вы не понимаете, что происходит?!

Ну надо же! На 14-м году неуклонного «вставания с колен» весь крупный бизнес в оффшорах, в Пенсионном фонде – триллионные дефициты, в местные бюджеты нет достаточных поступлений, крупные и мелкие банки почему-то зарабатывают на «отмывании» и обналичивании, а полезная обществу экономическая активность и даже заурядная хозяйственная деятельность уходят в тень, ложатся «на дно» или отмирают.

Кто-то будет сейчас смеяться над моими словами, но я, предприниматель из производственной сферы, заявляю, что знаю, что необходимо предпринять на государственном уровне, чтобы очень быстро, не трогая банки, сошел на нет бизнес «обналички» и даже при нынешнем плачевном состоянии российской экономики в Пенсионный фонд полилось столько денег, что он будет лопаться от их небывалого количества, местные и региональные бюджеты захлестнет невиданная волна налоговых поступлений, а предпринимателям станет намного легче и удобнее работать.

На этом месте можете спокойно просмеяться, а затем, пожалуйста, дочитайте текст до конца.

То, что я здесь постараюсь объяснить, думаю, интуитивно понятно многим предпринимателям, которые своим немереным трудом и интеллектом создают реальную продукцию, товары и услуги, по мере сил платят налоги, но это почему-то до сих пор совершенно не понятно нынешней власти и ее придворным законодателям-спортсменам.

Самые низкие налоги

Любому российскому обывателю, чиновнику, бюджетнику и даже действующему президенту «общеизвестно», что в России самые низкие налоги на доходы граждан. Ну как же, какие-то 13 процентов у нас – это совсем не то, что грабительские 30 проценов на Западе! Ну почему же при таких благоприятных условиях не развивается капризный российский бизнес?! И что же происходит на самом деле?

Давайте разберемся, сколько же в действительности стоят легальные «белые» доходы в России и почем обходятся предпринимателю услуги рабочей силы. В существующих условиях наемного работника при устройстве на работу интересует только одна цифра сколько он будет получать на руки.

Его возмущает, когда он слышит, что на руки будет получать, например, не 20000 рублей, как в объявлении, а 17400 рублей. Объяснения, что 13 процентов – это его подоходный налог, перечисление которого вместо него возложено на предприятие, приводят к благому гневу и к обвинениям в обмане: не морочьте голову, ваши перечисления – это ваши проблемы, а мне платите столько, сколько обещали.

Его можно понять: в существующей системе наемный работник сам реально не платит никаких налогов, ни отчислений, ни страховок, за него это должен делать работодатель, а работник об этих платежах зачастую даже не подозревает, он их никак не чувствует, это не его заботы, это чьи-то…

Например, сотрудник согласен работать, если на руки он будет получать 10000 рублей в месяц. Считаем. Работодатель обязан предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск (К=1,1). Оплачивать за сотрудника его подоходный налог в 13 процентов (К=1,13). Вносить взносы за работника в Пенсионный фонд 22 процента (К=0,22). Обеспечивать сотрудника медицинской страховкой – 5,1 процента (К=0,051).

Оплачивать социальное страхование – 2,9 процента (К=0,029). Страховать от травматизма – 1,2 процента (К=0,012). Поскольку все затраты на фонд оплаты труда, на налоги, на взносы, на страховки предприятие может взять только из заработанной (добавленной) стоимости, то с размера этой стоимости не будет списан НДС, а значит, его придется заплатить с общей суммы этих затрат 18 процентов (К=1,18). Итого получается: (10000 х 1,1 х 1,13 + 10000 х 1,1 х 1,13 х (0,22 + 0,051 + 0,029 + 0,012)) х 1,18 = 19244 рубля.

То есть, чтобы заплатить легальные 10000 рублей зарплаты, предприятие должно изыскать еще дополнительно 9244 рубля, а это более 92 процентов, где еще такое видано?! И что по сравнению с этим западные грабительские 30 процентов… А где декларируемые 13 процентов?! Если предприятие не энергетическая монополия и не нефтегазовый сектор, то, как правило, такие затраты на полностью легальную оплату труда предприятие нести не может. Не потому, что не хочет, а потому, что таких денег у него просто нет.

Пример. Приходит заказчик и говорит – вот этот штамп я могу заказать у вас за 70 тысяч рублей.

Предприниматель считает, и у него получается, что для его изготовления, только с зарплатой «на руки», надо будет заплатить 55 тысяч рублей, и, соответственно, чтобы эту зарплату заплатить легально, потребуется 106 тысяч рублей, не считая материалов и накладных расходов. Предприниматель говорит – за 70 тысяч изготовить невозможно, могу за 130 тысяч с НДС. Заказчик говорит – ну тогда я пошел к китайцам, поворачивается и уходит. Что делать предпринимателю?! Харакири?.. Ну если на харакири предприниматель пока не решился, то для того, чтобы хоть как-то работать, он вынужден искать способ превратить 70 тысяч безнала в 55 тысяч нала, суметь заплатить НДС и налоги с МРОТ. Если вдруг приходит следователь, воодушевленный недавними усовершенствованиями законодательства в этой области, или заинтересованный налоговый инспектор, то сразу уличают предпринимателя в недоплате в бюджет 51 тысячи налогов с фактически выплаченной зарплаты и под угрозой уголовного наказания требуют компенсировать ущерб и доначисляют недоплаченное. Начислить-то начислят, а где взять, если этих денег никогда и нигде не было? Чтобы понять, в какой ситуации находятся российские предприниматели, представьте себе, что вас поместили в газовую камеру и под угрозой уголовного преследования требуют дышать чистым воздухом. Вы и сами этого хотите, но как это возможно?

Вы готовы нарушать закон?! Нет! Вы что, можете не дышать?.. Тоже нет!

Значит, вы кто? Преступник… Недавно разговаривал со знакомым предпринимателем. Он попадался на «оптимизации», после чего решил работать только по факту, отражать строго «все как есть». Наотражался – получаются убытки. Так у него отчет с убытками не приняли, предупредили – покажешь убытки, пришлем проверку и «разбомбим», так что мало не покажется.

Что делать… Сказал, будет закрываться. А это значит – уход в тень, работать придется через неизвестные фирмы, которые предлагают широкий спектр анонимных услуг через интернет. Ну и кому это выгодно?.. Получается, что все, кто что-то производит, ведет реальную хозяйственную деятельность, оказывает услуги в России – многократно виноваты перед государством.

Цирк уехал

На настоящий момент налоговая система для работодателя вывернута таким образом, что ему как налогоплательщику невмоготу показывать свои реальные затраты, поскольку это приводит не к снижению налогооблагаемой базы, а к ее увеличению… Абсурд – да, однозначно, но абсурд узаконенный.

Эта «вывихнутость» налоговой системы есть не устраненный в свое время рудимент социалистической экономики, при которой и предприятия, и работники были частью одной общественной социалистической собственности, без гражданских прав и без реальных обязанностей, суть которой проста: работник, ты вкалывай, получай пайку и не задавай вопросов, за тебя все решит социалистическое государство, которому ты принадлежишь и от которого всецело зависишь. Государство обеспечивало предприятие заказами и материалами, а предприятие обеспечивало строителя коммунизма работой. И вот общественный строй сменился, коммунизм кончился, цирк уехал, а… клоуны остались. Когда цирк уехал, капиталистическое государство, естественно, сняло с себя свои «бредовые коммунистические» обязанности перед предприятиями, а коммунистическую повинность нянчить работников с предприятий снять как-то запамятовало, а потом и замяло этот вопрос для собственного удобства. И до сих пор государство, не устранив противоречий в налоговом законодательстве, идет по пути ужесточения ответственности за «налоговые преступления». Этот путь не ведет никуда, кроме как к банкротству еще работающих предприятий, к уничтожению легальной занятости и, как следствие, к уменьшению поступлений налогов.

Приблизительно после 2005-го, а особенно после кризисного 2008 года ситуация с невозможностью оплачивать нереальные налоги на фонд оплаты труда предприятий только усугубляется, имеются в виду не монопольные секторы экономики – те, что захотят, то в тариф и заложат. Реальная жизнь постоянно дорожает, дорожают энергоносители, увеличиваются количество и поводы поборов и штрафов с граждан.

Система поборов, никем не контролируемая и ничем не сдерживаемая, похоже, пошла «в разнос», мультиплицирует сама себя и тоже требует все больше налички от граждан.

Очень быстро и деградирует, и дорожает российская рабочая сила.

Для выживания предприятиям постоянно требуется все большие объемы безнала переводить в наличность, чтобы скрывать реальные размеры оплаты труда, чтобы не попадать под нереальные налоги.

Естественно, из-за такого насущного и повсеместного спроса на наличность развилась целая индустрия услуг по обналичиванию. Такие услуги предлагают (а кому, как не профессионалам, это делать) разнокалиберные банки, в которых российская власть почему-то видит причину проблемы, и никак не хочет понимать, что это только следствие.

Отмывание с затемнением

Правоохранители почему-то называют этот процесс «отмыванием» или «легализацией», то ли от некомпетентности, то ли для собственного удобства, то ли пользуясь некомпетентностью обывателей, хотят выглядеть солиднее, типа весь цивилизованный мир борется, и мы не отстаем. Хотя в реальности в России идет процесс, прямо противоположный «отмыванию»! Этот процесс правильно назвать «очернением», или «затенением», или «делегализацией».

Ведь что обозначает термин «отмывание» или «легализация» в классическом понимании? Это перемещение денег, в основном наличных, из «темной», нелегальной, то есть неучтенной области деятельности, там, где движение их не отслеживается и может быть преступно, в «светлую», в «чистую», в легальную область, в основном безналичную, там, где движение их отслеживается, а происхождение уже не вызывает подозрений. Российский же феномен заключается в постоянной потребности перемещения денег в обратном направлении, из «чистой», абсолютно легальной, безналичной области с безупречным происхождением в «серую», «теневую», область, где тоже нет никаких преступных намерений, а есть благородная цель выдать достойную зарплату за труд, но после выдачи, естественно, отследить их движение становится невозможно. Так что если наши правоохранители увлекутся борьбой с чисто российским «отмыванием», то борьба их может привести к регулярному раскрытию организованных, групповых «отмываний» в собственных подразделениях в момент получения ими зарплат или денежного довольствия, поскольку после получения ими наличности на руки законность использования ее тоже никто отследить не может. Если государство закрывает некоторые банки за «отмывание», не желая устранять причины этого явления, то получается, что это не борьба, а передел рынка «делегализации».

Через банки, безусловно, обналичивается часть отпиленных от бюджета денег, но эта проблема исходит не от банков, а от государственных чиновников, распоряжающихся деньгами, и это сравнительно небольшая часть общего потока неучтенной наличности, которая требуется для обслуживания всей российской экономики, постоянно приспосабливающейся к абсурдной налоговой системе. Тотальная необходимость обналичивания – это сплошной гнойник, которым поражено все тело российской экономики – от крошечных частных фирмочек до больших квазигосударственных корпораций. И этот гнойник порожден и сохраняется самим государством. Больная, во всем и всегда виноватая экономика и ее отдельные субъекты очень удобны в обращении и пользовании именем государства.

Государству удобно вбивать в сознание населения с экранов подконтрольных СМИ, что заботиться о себе гражданину не нужно, заботиться о его будущем должен работодатель, который, если «хороший, то без пенсии не оставит», а само при этом легко конфисковывает пенсионные накопления, оплаченные тем же работодателем, при этом нарушая собственные законы-Государству удобно превращать население в иждивенцев на шее работодателей. У вас что-то есть? Это государство дало! У вас вопросы?

Это к работодателю! Как вы думаете, почему при конфискации у граждан накопительной пенсии никто не возмутился? А все потому же: оно, население, эти выплаты не делало, ему, населению, это неинтересно, это не его деньги. Государству с таким амебным населением приятно. Государство не хочет трогать эту сонную массу, потому что в таком состоянии население его тоже не трогает.

Но такому комфортно-паразитическому состоянию государства по отношению к своему населению приходит неминуемый конец, и чем скорее нынешнее государство это поймет, тем лучше для него.

Еще совсем недавно государственные мужи, отобравшие и подмявшие под созданное ими квазигосударство, то есть под себя, все ресурсы и денежные потоки страны, были реальными хозяевами всего.

Океаны нефтедолларов позволяли засыпать любые вопросы деньгами и даже насыпать из них трамплины.

Весь бизнес, и большой, и маленький, был помещен под «правоохранительный» колпак (он и сейчас под ним), если что – бери и выжимай, все отработано. Но, видите ли, что происходит в последнее время. В Пенсионном фонде – дырка почти в два триллиона, а трамплины еще не все досыпаны, Америка газ начинает экспортировать, и он отчего-то дешевеет. Ну, вроде понятно, что делать – надо неправильные банки закрывать, уголовные дела на предпринимателей заводить и вытрясать налоги с предпринимателей за все население и за всю страну. Уголовные дела завести не проблема, доначислить налогов – тоже не вопрос, но вот только незадача – денег у предпринимателей нет. А где же они?! А давайте их поищем!

Где деньги?

Годовой бюджет страны – приблизительно 12 триллионов рублей.

Годовая прибыль великого «Газпрома» – 0,5 триллиона рублей в год, прибыль великой «Роснефти» – 0,34 триллиона рублей. Ф-и-и… Это что, меньше 7 процентов от бюджета… А как же «национальное достояние», где же оно?! А сколько зарабатывает население России в год? А посчитаем. Население России – 146 миллионов, экономически активного – приблизительно 76 миллионов.

Сколько в среднем зарабатывает реально (со всеми подработками, конечно!) дееспособный россиянин в месяц, если иметь в виду и Абрамовича, и премьер-министра с думцами, и стройшабашника, и водилу, и охранника… Ну, думаю, не менее 30 тысяч рублей в месяц. Итак: 76000000 чел. х 30000 руб./мес. х 12 мес. = 27360000000000 рублей = 27,36 трлн рублей.

Ого-го! Это же 225 процентов, два с лишним годовых бюджета! Так вот где оно теперь, реальное национальное достояние, – там, где ему и положено быть – в руках народа.

Великий «Газпром» теперь отдыхает?! Ну уж не решит все проблемы точно.

Пока государство в лице альфамужей пользовало Стабилизационный фонд, сливало бюджеты в мегапроекты, пока концентрировало ресурсы в специальных супермегакорпорациях, осваивало строительство жутко дорогих и опасных суперпуперджетов, предприниматели в тяжелых условиях мирового кризиса работали и снабжали население деньгами опережающими, по сравнению с собой, темпами. И тут государство подходит к дилемме.

Или пересажать предпринимателей, уничтожить окончательно оставшийся российский бизнес и все равно ничего не решить, или… Или снять с предпринимателей абсурдную и совершенно не выполнимую обязанность все платить за всех, начинать собирать, как во всех цивилизованных странах, налоги и платежи с реальных доходов населения и… И мгновенно решить все проблемы с бюджетами всех уровней и… И так же мгновенно превратить молчаливых иждивенцев в полноправных граждан, которые сразу почувствуют, кто кого кормит, которым станет все интересно, они откроют Конституцию и поймут, кто кому поэтому должен служить. И, похоже, вариантов у государственных альфа-мужей не остается.

А теперь кратко основное, то, для чего написано все вышеизложенное. Какую же реформочку необходимо сделать прямо сегодня, можно сразу в трех чтениях (спортсмены справятся, если задачу поставить), чтобы уже завтра, ну или, в крайнем случае, в следующем месяце, бюджеты всех уровней начали наполняться невиданными темпами?

ПЕРВОЕ.

Снять с работодателя и возложить на самого наемного работника все обязанности платить за себя налоги, взносы, страховки. Поскольку наемный работник продает свои полезные трудовые навыки на свободном, открытом, конкурентном рынке труда, действует на основании договора, является полноправным и дееспособным субъектом хозяйственной деятельности, поэтому в состоянии самостоятельно выполнять обязанности гражданина перед собой и государством по оплате всех причитающихся платежей со своего полученного дохода.

Тут следует обратить внимание на несколько важнейших следствий, вытекающих из такого действия.

1. Как только обязанность платить налоги за выплаченное денежное вознаграждение (фонд оплаты труда) будет снята с работодателя, в то же мгновение работодателю станет выгодным показать в отчетности всю выплаченную зарплату, поскольку это ляжет на затраты и уменьшит его налогооблагаемую базу. Будьте уверены, фонды оплаты труда сразу подскочат в разы, из отчетности не ускользнет ни единой копеечки реально выплаченной зарплаты. Это будет революция здравого смысла. С предпринимателей снимется ярлык вечного преступника – «отмывателя»-«затенятеля», ему не нужна будет эта постоянная хлопотная, дорогая, долбаная обналичка. Все работодатели сразу захотят перечислять заработную плату по безналу на карточки, ведь это реально так удобно. Поскольку потребность в обналичивании отпадет, то средства, которые до этого тратились на оплату банкам-«отмывателям», туда уже не пойдут, а вольются в учтенный фонд оплаты труда, увеличивая легальную зарплату работников (с которой они и будут платить налоги) и налогооблагаемую базу для государства.

Будьте уверены, сразу начнут «всплывать» и лезть в отчетность зарплаты из всех «щелей», о которых никто и никогда ранее не догадывался. Появятся зарплаты всяких отходников, шабашников, калымщиков, подработчиков, поденщиков и т.д., поскольку всему этому контингенту тоже платились и платятся зарплаты, и их будет выгодно показывать, как только они начнут уменьшать налогооблагаемую базу своих источников. Да, налоговикам потребуется некоторое время, чтобы настроить администрирование сбора ежемесячных налогов с конкретного, четко указанного работодателем, гражданина.

Да, гражданам потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть платить за себя налоги, почувствовать и осознать себя содержателями и нанимателями того государства, которое они финансируют из своих заработанных доходов. С современными IT-технологиями это не составит никакой проблемы (сторублевые же штрафы уже легко вытрясаются с гражданина хоть по нескольку раз в месяц).

2. Когда налоги со своих доходов начнут платить граждане самостоятельно, это произведет революцию и в местных бюджетах регионов. То, что они взорвутся в разы, это уже понятно, но не только. Полноценные налоги гражданин будет платить по месту своего постоянного жительства, а не оставлять их, как сейчас, по месту получения дохода. Ведь что сейчас происходит: например, в Москву съехалось полстраны на заработки, граждане вкалывают, получают свой доход, а налог на этот их доход перечисляет предприятие в тот же московский бюджет, а регион, которому на самом деле принадлежит этот налог, где постоянно живет работник, где его семья, не получает ничего! Абсурд? Конечно! Узаконенный? Да!

Пора с этим кончать? Безусловно!

ВТОРОЕ.

Необходимо засчитывать всю сумму ФОТ как платеж за закупаемую на рынке трудовую услугу с НДС. Поэтому предприятие должно иметь право принимать к зачету НДС с этой суммы. Это исключит имеющее место в настоящее время двойное налогообложение по НДС фонда оплаты труда. На самом деле это правильно и справедливо, даже в рамках ныне действующего закона о НДС. Ведь реально в подавляющем большинстве случаев зарплата тратится гражданином на покупку товаров, за которые магазин уже заплатил НДС, когда сам их закупал у поставщика, то есть зарплата реально тратится на закупку товаров с НДС, только счета-фактуры покупателям не выписываются.

Для предприятий это будет мощным стимулом к увеличению зарплат, что, в свою очередь, увеличит внутренний спрос и потребление.

Хочу успокоить скептиков, которые будут переживать о потере налога с НДС на такие огромные суммы. Беспокоиться не о чем, поскольку речь идет о выведении на поверхность «серых» оборотов, с которых реальный НДС и так никогда не платился. Когда государство организовывает скрытое двойное налогообложение, оно в результате получает не двойные налоги, не двойной бублик, а двойную дырку от бублика, поскольку бублик-то один.

Необходимо также все другие налоги и выплаты в бюджеты удалить из налогооблагаемой базы НДС, чтобы исключить существующее двойное налогообложение этих налогов еще и налогом НДС.

Давайте проведем количественную оценку предлагаемых мероприятий.

Какая там дыра в Пенсионном фонде на настоящий момент?

1,8 трлн рублей. Сколько в России экономически активного населения? 76 млн человек. Реальное значение полных ежемесячных заработков усредненного дееспособного россиянина – 30 тысяч рублей.

Ставка отчислений с ФОТ – 22 процента. Реальные отчисления в ПФ после проведения реформочки: 76000000 чел. х 30000 руб./мес. х 12 мес. х 0,22 = 6019200000000 руб. = 6 трлн рублей.

То есть за год эта непреодолимая на настоящий момент дыра будет перекрыта больше чем в три раза! Где проблема? Ее больше нет.

Но такое количество денег в Пенсионном фонде будет излишне. Поэтому придется снижать ставку раза в два. Так мы с нынешних российских бешено дурацких процентов налогов, которые не собираются, приблизимся к европейским 25-30 процентам, которые будут гарантированно собираться и которых будет хватать на все.

Неизбежность сломает страх

Когда закрывали «Мастер-банк» за «отмывание», слышал эксперта, который на вопрос, в каком размере оценивается рынок обналички в России, подкатил глаза и сказал, что это астрономические суммы, не поддающиеся адекватной оценке.

Так вот, я думаю, этот объем вполне можно оценить. Если исходить, что на настоящий момент минимум половина зарплат платится «в конвертах», то это: 76000000 х 30000/ 2 х 12 = 13680000000000 = 13,7 трлн рублей.

Затраты на оплату услуг банков (в среднем 2 процента): 13,7 х 0,02 = 0,3 трлн рублей..

Затраты на услуги фирм (в среднем 5 процентов): 13,7 х 0,05 = 0,7 трлн рублей.

Всего: 13,7 + 0,3 + 0,7 = 14,7 трлн рублей (больше годового бюджета страны).

Итого получается, что после проведения реформы эти суммы вольются в легальный фонд оплаты труда по стране и он сразу увеличится более чем на 15 трлн рублей.

Налоговые отчисления в региональные бюджеты с этой базы увеличатся сразу на: 15 х 0,13 = 1,95 трлн рублей.

Налоговые отчисления в различные фонды увеличатся сразу на: 15 х 0,3 = 4,5 трлн рублей.

К сожалению, нынешнее государство вряд ли пойдет на проведение столь назревшей налоговой реформы, чтобы оттянуть изменения в статус-кво, которых оно боится. Скорее всего, будет действовать старыми методами. Будет пытаться ловить налоговых «блох» среди квартиросъемщиков, будет выжимать оставшийся бизнес. Будет увеличивать налоги на недвижимость и землю – самые шакальские налоги, те, что, как абонентская плата у монополиста: живешь значит, плати.

Но реформа неизбежна.

Алексей ФЕДОРОВ