К обсуждаемой на портале «Улпресса» теме, «SMART NEWS»: По паре крыльев. В Ульяновской области построят два авиазавода

О переговорах с Bombardier по производству Q300 еще в 2007 году заявлял менеджмент самарского завода «Авиакор», входящего в группу «Русские машины» Олега Дерипаски. Однако проект так и не сдвинулся с мертвой точки. В конце 2012 года о реанимации планов по сборке в Самаре турбовинтовых самолетов заявили представители Минпромторга, речь как раз шла о новых моделях Q400.

В феврале 2013 года Госкорпорация «Ростех» предложила канадской Bombardier создать СП по производству авиатехники, заявил в интервью Reuters гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Предложение госкорпорации: СП на паритетных началах, «Ростех» готов инвестировать в проект около $100 млн, площадка для производства — в свободной экономической зоне в Ульяновске, рассказал Чемезов. Представитель Bombardier тогда от комментариев отказался.

Это стало поводом появления опережающих события статей в СМИ нашего региона. 19 февраля 2013: «Авиастроителей Bombardier заманивают в Ульяновск», Bombardier Q400 идёт на посадку в Ульяновске.

28 июня 2013 Bombardier передумал собирать самолеты в России

Канадская компания Bombardier Aerospace отказалась от локализации производства региональных самолетов Q-400 в Ульяновской области и завершила переговоры с «Ростехом» по этому вопросу, сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к российской госкорпорации.

Он рассказал агентству, что Bombardier предложил «Ростеху» подписать соглашение о покупке 150 самолетов Q-400, собранных в Ульяновске, но госкорпорация на это не согласилась. После этого канадская компания оповестила «Ростех», что выходит из переговоров.

Однако, через два месяца, на Международном авиакосмическом салоне МАКС‑2013 Канадская самолетостроительная корпорация Bombardier Aerospace и Госкорпорация «Ростех» подписали меморандум о намерениях по созданию в России совместного предприятия по производству самолетов Bombardier Q400 NextGen. По словам директора по авиационным проектам «Ростеха» Алексея Федорова, сборочное производство в Ульяновске начнет работать уже в 2015 году, а с 2016 года начнется и производство компонентов планера (как отмечал глава «Ростеха» Сергей Чемезов, «здесь может производиться крыло, оперение и даже двигатель»). Компании намерены войти в СП на паритетных началах: «Ростех» в течение 2014 года построит завод на территории ПОЭЗ, а Bombardier Aerospace предоставит технологию производства, конструкторскую документацию, права интеллектуальной собственности и ноу-хау. Максимальная мощность завода — 24 самолета в год.

В конце ноября вице-премьер Дмитрий Рогозин потребовал от Объединенной авиастроительной корпорации и «Ростеха» определиться с планами. В «Ростехе» тогда обещали выбрать в декабре партнера для производства самолетов до 80 кресел — Bombardier или ATR. С другой стороны, авиакомпании предлагали отменить пошлины на ввоз самолетов, не выпускающихся в России, в частности на суда емкостью до 72 кресел. Потребность российского рынка в таких самолетах собеседник «Ъ» в «Ростехе» оценил минимум в 15 единиц в ближайшие 5 лет и более чем в 100 машин в перспективе 10-15 лет.

17 декабря 2013 После настойчивых требований правительства «Ростех» определился с иностранным партнером для производства региональных самолетов: госкорпорация будет выпускать в России Q400 канадской Bombardier с оговоркой: Поддержать проект может восстановление высоких таможенных пошлин на региональные самолеты.

МИНПРОМТОРГ ПОСТАВИЛ ПОД УГРОЗУ СОЗДАНИЕ СП «РОСТЕХА» И BOMBARDIER

Как сообщил источник в Минпромторге, на совещании с авиакомпаниями, представителями Минтранса и авиапромышленности, которое провел глава ведомства Денис Мантуров в ноябре, выяснилось, что российским авиакомпаниям нужно всего семь новых самолетов Q400.

Исходя из этого было заявлено, что Минпромторг может с 2014г. обнулить таможенные пошлины на ввоз в Россию турбовинтовых самолетов вместимостью до 72 мест, если «Ростех» не представит до 15 декабря 2013г. подтвержденные заказы минимум на 10 новых самолетов Bombardier Q400 для российских авиакомпаний, что не было сделано.

При таком низком спросе (семь новых самолётов) со стороны перевозчиков, локализация производства зарубежных самолетов в России нецелесообразна, считают в ведомстве и защита отечественного производителя заградительными таможенными пошлинами становятся нецелесообразными, добавил источник в Минпромторге.

Не зря в день подписания меморандума о намерениях на МАКСе, глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил: «Это чисто рамочное соглашение, которое ни к чему нас не обязывает, то же самое подписали с Bombardier»

Между тем, еще ровно год тому назад, Bombardier опроверг слухи о размещении сборки модели Q400 в России.
По словам вице-президента по маркетингу Bombardier Commercial Aircraft Филиппа Путиссу, приводимым в сообщении компании, Q400 выпускается и будет выпускаться только в Торонто (Канада).

Позиция канадской компании вполне понятна: в мире практически нет примеров успешной практики развертывания финальной сборки самолетов на нескольких площадках – в этом случае перестает работать эффект масштаба, заказы приходится распределять между несколькими предприятиями, а значит себестоимость производства снижается намного медленнее.

Исходя из вышеизложенного возникают резонные вопросы и выводы:

1. Никакого заключенного договора о создании СП между «Ростехом» и Bombardier не существует. Есть чисто рамочное соглашение, которое ни к чему ни одну из сторон не обязывает.
2. Сборка канадских самолетов в Ульяновске очередная показуха и PR компания, т.к. российские перевозчики не нуждаются в этих типах самолетов.