На этой неделе в Законодательном Собрании обсуждался проект закона Ульяновской области о социальном питании. О проекте закона мы побеседовали с участником рабочей группы, депутатом ЗСО Ростиславом Эдварсом.

— Зачем вообще нужен закон?

— В первую очередь для того, чтобы гарантировать оказание качественной социальной услуги в части питания в учреждениях области.

— Под социальным понимается питание, которое оказывается за счёт бюджетных средств?

— Не только. Вариантов здесь несколько. Например, в учреждениях здравоохранения питание пациентов обеспечивается за счёт бюджетных средств в полном объёме. В детских садах фактически продуктовый набор финансируется за счёт родителей, а приготовление пищи обеспечивается муниципалитетами, в школах часть детей питается за собственный счёт, льготная категория за счёт бюджетных средств.
Задача закона таким образом сформулировать правила оказания услуги, чтобы она была одинаково качественна, независимо от источника финансирования и формы её оказания.

— Какие механизмы формирования этих правил?

— В первую очередь, опираясь на федеральные нормы и необходимо определить тот стандарт, по которому будет оказываться услуга питания независимо от того, в каком районе области находится учреждение. Под этим стандартом понимается и то, какой продуктовый набор должен быть использован, какие требования предъявляются к учреждению по оказанию данной услуги. Министерство сельского хозяйства должно дать рекомендации по стоимости продуктов, которые используются и совместно с федеральными структурами проследить за их качеством. В таком случае заказчики в лице социальных организаций будут иметь ориентиры и по стоимости и по качеству при формировании конкурсного задания для проведения торгов.

— Кстати о торгах. Они, как правило, происходят со скандалами. Не так давно скандально известная компания «Галеас» организовывала даже митинги по этому поводу. Хотя потом оказалась, что они сами замешаны в ряде коррупционных скандалов и имеют большое количество нарушений.
Прокомментируешь, как-то?

— Ничего нового в этом процессе нет. Он, так или иначе, проходит перед каждыми торгами и свидетельствует о не сформировавшемся рынке данной услуги и об отсутствии системы внутренних регуляторов.

— Но разве рынок не сформировался? Утверждают, что всё давно поделено и распределено.

— Вот, как раз подходы «поделено и распределено» являются свидетельствами несформировавшегося рынка. Это означает, что нет чёткого понимания правил игры, требований к игрокам на данном рынке, прозрачных принципов формирования стоимости услуги и соответственно на первый план выходят теневые регуляторы и попытки манипулирования общественным мнением.

Хорошо, тогда что, на Ваш взгляд, является признаками сформировавшегося рынка?

— В первую очередь, это законченная нормативная база, почему нам и необходим соответствующий региональный закон. Понятные требования к участникам рынка и качеству оказания услуг. Наличие институтов, которые следят за качеством оказания услуги, причём это естественно должны быть не только надзорные органы, но и общественные объединения, плюс система саморегуляции участников процесса. Только в таком случае можно говорить о сформированном рынке.

— Но может быть рыночные механизмы вообще не стоит применять в сфере социального питания, некоторые считают, что до появления бизнеса со всем справлялась старая система?

— Если бы со всем справлялась старая система, то появление бизнеса в этой сфере было бы в принципе невозможно. Посмотрите, что было с отраслью до прихода туда малого бизнеса. Работа происходила на устаревшем изношенном оборудовании, с точки зрения организации производства применялись ещё дореволюционные технологии, отсутствовала отчётность перед потребителями не только за качество, но даже элементарная финансовая отчётность. Как учитель могу напомнить, что в школах деньги сдавались родителями классным руководителям или председателям родительского комитета, которые передавали их так называемым «диспетчерам» часто почему-то получавшим зарплату из бюджета школы, свидетельством всех этих операций была запись в непонятную тетрадочку. Думаю, многие родители подтвердят, что до последнего времени так и было. Именно частный бизнес сделал этот процесс максимально прозрачным, перейдя на систему договоров и безналичного расчёта с потребителями услуги. Также можно вспомнить систему питания в больницах или даже сравнить, потому что не везде от старой схемы отказались. Когда в каждой больнице меню составлялось, не исходя из требований, а исходя из финансовых возможностей. В обиход главврачей даже вошёл такой термин, как «недокорм».
И нужно отдать должное Министерствам образования и здравоохранения, которые данный подход несколько лет назад начали менять.

— Просто не совсем привычно звучит бизнес и социальная сфера.

— Ну вот тут позволю себе напомнить тезисы, озвученные в ежегодном послании президента. Он указал на необходимость внедрения в социальной сфере подушевого финансирования, когда преимущества получают учреждения (причём как государственные, так и негосударственные), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса.

— То есть присутствие на рынке социального питания муниципальных комбинатов Вы не отрицаете?

— Нет конечно, например, тот же «Симбирский школьник» эффективно конкурирует с бизнесом, внедряет вслед за ним новые подходы, развивается и это правильно.

— Возвращаясь к стандарту, кто должен его разработать?

— В настоящее время он разрабатывается, специалистами МГТУ им. Разумовского. Это один из ведущих научных центров в стране работающих в данном направлении. Но и для них эта работа очень серьёзная. Кстати, на прошедшем обсуждении в ЗСО представители пищевой отрасли высказали большое количество замечаний, были назначены дополнительные совещания по проекту стандарта. После обсуждения со специалистами стандарт пройдет широкое публичное обсуждение среди родительской общественности, с пациентскими и врачебными организациями. Только после этого он будет внесён в качестве проекта решения в Правительство.

— Хорошо тогда, каковы должны быть механизмы саморегуляции со стороны бизнеса?

— В этом плане мы намерены развивать идею, которую уже обсуждали на вашем портале: создание Ассоциации социального питания. Идею уже поддержали все крупные организации, работающие крупнейшие поставщики продуктов питания. Состоялось учредительное собрание, в настоящее время оформляются соответствующие документы.

— В чём основная задача данной Ассоциации?

— Как раз в оказании содействия по формированию цивилизованного рынка услуг. Это будет подобие СРО. А соответственно к основным задачам этой организации будут относиться:
— разработка и установление требований к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в Ассоциации;
— принятие мер для разрешения споров, возникающих между членами Ассоциации, а также между ними и потребителями;
— осуществление анализа деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими, а также на основании мониторингов, проводимых органами государственной власти и общественными объединениями;
— представление интересов членов Ассоциации в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
— организация профессионального обучения, аттестации работников членов Ассоциации или сертификация произведённых членами Ассоциации товаров (работ, услуг).
Ну и конечно осуществлять мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни в общем и здорового питания в частности.

— Не будет ли эта Ассоциация закрытым клубом трёх операторов? Если скажем тот же «Галеас» решит вступить в Ассоциацию ему дорога будет закрыта?

— Я уже отметил, что решение о вступлении в ассоциацию принято многими организациями, работающими на данном рынке. Приглашение открытое и каждый оператор, в том числе и «Галеас», может его принять, но при этом, каждый участник Ассоциации должен хорошо представлять, что качество оказываемых услуг будет основным критерием при взаимной оценке участниками Ассоциации друг друга.