Виктория Чернышева
В маленьком селе Поникий Ключ, расположенном в десятке километров от Ульяновска, произошло ЧП. Сгорела часть спортивного комплекса, построенного по инициативе местного жителя Павла Ляукина. Для него пожар стал личной трагедией. Молодой человек отдал стройке три года, воплотив в жизнь этот проект не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Путь чемпиона
28-летний Павел – боксер. Спортом он начал заниматься с раннего детства – несмотря на то, что в его родном селе условий для этого не было. Мастерство юный боксер оттачивал в сарае, вместо груши использовал мешок, набитый зерном.
– Наверное, тогда-то у меня и появилась мечта – вырасти, выучиться, и построить спортивный клуб, где могли бы заниматься все желающие. Ведь у меня такой возможности не было, – говорит Павел.
В общем-то, так и вышло: парень отучился в вузе и вернулся в Поникий Ключ. В местном доме культуры начал обучать боксу детей. Год он делал это на голом энтузиазме, не получая ни копейки.
– Сейчас вспоминаю, сколько палок вставляли мне в колеса… Местная администрация потребовала от меня оплачивать аренду помещения в доме культуры. Я думал, ну может быть, попросят погасить расходы на свет. Пришел, спросил – сколько нужно платить. Оказалось, “за квадратный метр по тарифу” – а это 20-30 тысяч рублей в месяц! Откуда такие деньги? Тогда у меня занимались 50 детей. Мне предложили брать с каждого по 10 рублей за занятие, и отдавать эти деньги. Я разозлился: кафе что ли открываю? Хлопнул дверью, ушел, – вспоминает Павел.
По словам молодого человека, некрасивая история дошла до губернатора Сергея Морозова, который запретил брать с него какие-либо деньги и потребовал выделить тренерскую ставку. Сейчас Ляукин официально работает педагогом дополнительного образования, тренером-преподавателем по боксу. Получает пять тысяч рублей. Арендную плату с него больше не требуют: дом культуры, благодаря стараниям Павла, превратился в место, куда уже приезжали знаменитые спортсмены, депутаты Госдумы и прочие представительные гости.
Вложить душу
– Три года назад я понял, что должен не просто обучать детей, но еще и создать для них хорошие условия. Я видел перспективных ребят, многие выросли у меня на глазах. Видел в них себя – мальчишку, который очень хотел стать спортсменом. На селе, на самом деле, и сегодня развивать спорт сложно. Потому что этим попросту никто не занимается, – говорит Павел.
Парень начал действовать: создал спортивный клуб с амбициозным названием “Путь чемпиона”. Начал обивать пороги кабинетов: просил выделить деньги на строительство своей мечты – спортивного комплекса. Чиновники ожидаемо отказывали – денег в бюджете на это, конечно же, не было.
– Начинали мы с малого: вот здесь, из черенков лопат, соорудили шведскую стенку. Тут стояла старенькая штанга, которую мы выпросили. Павел нашел деньги на зеркальную стену, которую обустроили в зале дома культуры, – рассказывает житель села Сергей Енидеров.
Мир действительно не без добрых людей: деньги на строительство спорткомплекса в маленьком селе дали известные ульяновские бизнесмены. Владислав Третьяк, который избрался депутатом Госдумы от Ульяновской области, помог приобрести спортивное оборудование на 100 тысяч рублей. У детей появился профессиональный ринг. Возле дома культуры построили здание, где разместились душевые, теплый туалет, баня для спортсменов, комната, где ребята, вместе с родителями, собирались попить чаю, склад для спортинвентаря. Рядом – хоккейная коробка с трибунами. На железных воротах повесили щиты с боксерской перчаткой – “рыцарский” символ боксерского клуба.
В общей сложности Павлу удалось собрать – деньгами и стройматериалами – три с половиной миллиона рублей! И только очень небольшая часть из них – с большим трудом выжатые из казны средства.
– Я всю душу вложил в этот проект. Поругался с женой, которая, вместе с сыном, уехала жить в город. Я ее понимаю: родился ребенок, а я все деньги вкладываю в строительство, пропадаю на площадке. Еще и кредит взял на 300 тысяч рублей, как оказалось, зря понадеявшись на некоторых людей, пообещавших помочь. Но это стало делом всей моей жизни. Каждый вбитый здесь гвоздик мной выстрадан, – говорит Павел.
И все это в одночасье сгорело.
Беспокойство от успехов
Пожар произошел ночью – Павел тогда уехал в Ульяновск, к жене и сыну. В четыре утра ему позвонил отец: “Горит здание с раздевалками”. Молодой человек за считанные минуты примчался в Поникий ключ, но успел лишь увидеть, как уезжает пожарная машина. Сгорела парная, душевая, раздевалки, склад, где хранились лыжи, шлемы, перчатки и бандажи, тренерская… Ущерб составил полтора миллиона рублей.
– Это точно поджог, – уверен Ляукин. – Пожарные сказали, что профнастил с одной стороны здания был отодран, два окна – разбиты. Жаль, не успели установить виидеонаблюдение – я уже даже составил смету, начал искать спонсоров… На сторожа просто не хватило денег.
Кто это мог сделать? Павел считает, что завистники. Он знает нескольких людей, которым не давали покоя его успехи. А они действительно впечатляющие. Для спортивного клуба в населенном пункте с 400 жителями провести сельские соревнования – уже большое дело. А у Павла, перед новым годом, прошел открытый областной турнир по ММА (смешанным боевым искусствам), на который приехали около 300 человек со всего региона.
В январе Ляукин планировал встретиться с Костей Дзю, который дал добро на то, чтобы открыть в Поником ключе филиал его школы бокса. Заниматься здесь должны были исключительно сельские дети, для которых это был, возможно, единственный способ не загубить талант… К Ляукину приезжали главы районов – перенимать опыт. До пожара у него бесплатно (и это принципиально!) занимались 70 детей, которых родители привозили из разных населенных пунктов. Некоторые их них стали чемпионами области, ездили на поволжские соревнования. Павел занимался патриотическим воспитанием своих подопечных, возил на мероприятия с участием военных, приглашал в клуб священников, чтобы они объяснили детям моральную сторону спорта – не навредить, защищать.
– Школьники в селе перестали курить! А раньше, помню, с третьего класса бегали с сигаретами, – говорит боксер.
Для глубинки это действительно – показатель.
За державу обидно
Случившееся ударило по Павлу сильно, но он держится. Надеется, что поджигателям все зло вернется – как бумеранг:
– Они думают, что отняли это у меня, а на самом деле – у детей. Ведь сгоревшее здание было в собственности администрации, несмотря на то, что построили его, в большинстве своем, на частные средства. Занятия мы продолжим, но, думаю, детей теперь будет меньше – теплого туалета, душевых теперь нет… Но нас не сломать.
Ляукин говорит, что помочь восстановить комплекс пообещал губернатор. Заново обивать пороги, да еще и имея за спиной большой долг, боксеру будет, конечно, сложно. Но он упертый, отступать не привык.
– Я твердо уверен: спорт должен быть доступен для каждого ребенка. А не только для богатых семей – в городе, например, в спортивные секции ходят дети обеспеченных родителей. Чтобы развиваться нужны средства – на поездки на соревнования, подготовку… У нас же иногда доходит до абсурда: мы оказались единственным боксерским клубом, который позвали на семинар Федора Емельяненко, организованный в Ульяновском государственном университете. Сельская администрация нам даже не дала автобус, хотя я предлагал сам оплатить бензин: “А вдруг он сломается!”. С легендарным спортсменом мы все же пообщались, решили вопрос сами. Такие встречи – на вес золота, – рассказывает Павел.
Если денег из бюджета все же не дадут, Ляукин намерен восстанавливать комплекс, как и строил – “всем миром”.
– Знаю, что есть те, кто считает, мол, я отмываю деньги, прикарманил пару – тройку миллионов. Наверное, и правда сложно поверить, что такой бедолага из деревни, у которого ни семьи, да ни кола – ни двора, делает все это для души, а не для выгоды. Привыкли к нечестности, коррупции. А мне из-за этого за державу обидно, – с горечью резюмирует спортсмен.
Комментарий
Сергей Кузьмин, директор ДЮСШ “Волга”, будущий министр спорта Ульяновской области:
– Прежде всего, нужно разобраться, почему произошел пожар, составить смету расходов и уже от нее отталкиваться, решать вопрос, находить деньги. Если нужно, собрать сход граждан в селе, чтобы определить, действительно нужен ли клуб, принять решение сообща. Для реально занимающихся детей нужно создавать условия. И в этом должны помогать все – и регион, и район, и поселение.
Как только образуется министерство спорта (а произойдет это 1 марта), нужно будет расставить приоритеты и разработать механизм оказания помощи при подобных ЧС, определить, где брать средства. Ведь если для этого нужно будет снять деньги с выезда спортсменов на какой-то чемпионат, то это будет неправильно. Надо искать варианты.