Стремительно растущие долги муниципальных предприятий «Городской теплосервис» и «Теплоком» перед ресурсоснабжающими организациями все чаще вызывают разговоры о возможном банкротстве МУПов, через сети которых получает тепло три четверти ульяновцев. Руководство Ульяновска, видя в этом интерес ОАО «Волжская ТГК», встает на защиту предприятий и не признает основную часть предъявляемых энергетиками долгов.

Как заявляют в ВоТГК, в настоящее время львиная доля из общей задолженности потребителей в размере 3,5 миллиарда рублей приходится на эти два МУПа. «Теплоком» и «Гортеплосервис» должны, соответственно, 1,4 миллиарда рублей и 884 миллиона рублей. Долги эти образовались не вчера, а копились более десяти лет. В конце 90-х – начале 2000-х годов при высоких тарифах на энергоносители областное руководство искусственно занижало размер платы для населения (обоснованность тарифов при этом, правда, никто не проверял). Выпадающие доходы энергетикам должны были компенсироваться из бюджета, но из-за недостатка средств этого не делалось.

В результате – стремительное накапливание долгов перед энергетиками.

В 2003 году, когда отношения с энергетиками обострились и нависла реальная угроза остаться зимой без тепла, было подписано соглашение «О взаимодействии РАО «ЕЭС России», администрации Ульяновской области и ОАО «Ульяновскэнерго»», предусматривающее 15-летнюю реструктуризацию накопленной задолженности. В соответствии с документом областная администрация должна погашать задолженность по оплате электрической и тепловой энергии в течение 2004-2018 годов ежегодно в сумме 204 миллионов рублей.

В бюджете Ульяновской области на 2004-й эти средства были заложены и выплачены энергетикам, но потом выплаты прекратились.

Теперь Ульяновску самому предстояло отвечать по своим обязательствам. Однако средств в муниципальном бюджете не находилось, в результате долги МУПов вновь стали расти подобно снежному кому.

Начавшее свою операционную деятельность на территории Ульяновской области с 1 января 2006 года ОАО «Волжская ТГК» (в него вошли ульяновские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и часть тепловых сетей) в качестве решения проблемы долгов предложило городу передать принадлежащие МУПам тепловые сети им в оперативное пользование. Перед этим муниципальные предприятия предлагалось благополучно обанкротить. Впрочем, тогда в дело вмешалась областная прокуратура. В надзорном ведомстве заявили, что банкротство «УльГЭС», «Теплокома» и «Городского теплосервиса» может осуществляться только законным способом, механизм которого прописан в Федеральном законе «О несостоятельности и банкротстве», и предостерегли тогдашнего мэра Ульяновска Сергея Ермакова об ответственности, в том числе и уголовной.

Попытки энергетиков заполучить городские тепловые сети предпринимались и позже. В сентябре 2009 года между УМУП «Теплоком» и ОАО «Волжская ТГК» был заключен агентский договор. Согласно сделке, ВоТГК получила право решать вопросы распределения тепловой энергии, выставления счетов, сбора финансовых средств с потребителей, а энергосбытовая служба УМУПа была переведена в ОАО.

В результате «Теплоком» фактически потерял экономическую и финансовую самостоятельность. При этом, несмотря на то, что деньги абонентов УМУПа в полном объеме поступали на расчетный счет Ульяновского филиала ОАО «ВоТГК», ответственность за любые нарушения энергомонополистами закона (несоблюдение нормативной температуры теплоносителя, всевозможные отключения, ограничения и т.д.) продолжали нести УМУП «Теплоком» и органы местного самоуправления.

И вновь на защиту городской собственности встала прокуратура. Руководствуясь тем, что УМУП «Теплоком» было создано руководством Ульяновска для выполнения социальной задачи по обеспечению населения горячей водой и тепловой энергией, прокурор Ульяновской области направил иск в арбитражный суд, который встал на сторону надзорного органа и признал агентский договор недействительным.

Сегодня в Ульяновском филиале ОАО «Волжская ТГК», похоже, не видят иного способа решения проблемы долгов, кроме банкротства МУПов и передачи им в пользование городских тепловых сетей.

– За последние годы мы, к сожалению, никак не продвинулись в вопросе сокращения дебиторской задолженности… В последнее время почему-то мы выдумываем за городскую власть, как им с нами рассчитаться. Предлагаем различные варианты. Но по ним нет никакого движения. «Как так, отдать сети за долги?

Никогда!». Но нам сети не нужны, нам нужны деньги», – отметил в одном из последних интервью директор Ульяновского филиала ОАО «Волжская ТГК» Валентин Трубчанин.

Нынешнее руководство Ульяновска неоднократно публично заявляло, что не намерено передавать городские тепловые сети ВоТГК.

– На сегодняшний день, – отметила на одном из совещаний глава города Марина Беспалова, – тарифы (на тепловую энергию для населения. – Ред.) завышены, и мы будем рассматривать эти вопросы в арбитражном суде и судах общей юрисдикции. Я заявляю вам, что сети (принадлежащие МУП «Городская теплосеть», МУП «Теплоком» и МУП «Теплосервис». – Ред.) не будут переданы Волжской ТГК. Что бы вы ни делали для того, чтобы привести предприятия к банкротству завышенными тарифами, завышенными объемами и некачественной услугой, у вас это не получится. Вы сначала у себя наведите порядок: у вас на ТЭЦ-1 взрыв, понижение температуры, качество ремонтных работ к началу отопительного сезона оставляет желать лучшего. На чужой каравай рот не разевай. Я не собираюсь КЭС-Холдинг, который находится в Москве, кормить за счет населения.

Также глава Ульяновска заявляла о непризнании долгов, образовавшихся в результате подписанного в 2003 году соглашения с энергетиками.

Споры властей и энергетиков оставались бы просто спорами в кабинетах, если бы это не касалось потребителей, большинство из которых честно и исправно исполняют свои обязательства. А значит, должны быть уверены в надежности теплоснабжения своих предприятий и домов. Однако могут ли эффективно функционировать предприятия с висящими на них миллиардными долгами?

С другой стороны, передать сети ВоТГК – значит, попасть в полную зависимость от энергетиков, добра от которых, судя по растущим суммам в платежках, ждать явно не приходится.

Вадим Пилюков