Десятки и сотни тысячелетий уходят у природы на эволюцию. Есть даже существа, например, некоторые виды пауков и насекомых, которые выглядят сейчас так, как миллионы лет назад.

Гораздо быстрее – молниеносно по сравнению с живым миром – происходит развитие и изменение созданных человеком предметов. «Курьер» предлагает взглянуть на вещи, окружающие нас в повседневной жизни, с точки зрения их эволюции.

«В свете изложенных фактов мы считаем, что предложение о приобретении патента за 100000 долларов лишено здравого смысла, поскольку возможности этого устройства не представляют для нас никакого интереса». Так оценили в 1875 году заявку Александра Белла в патентном бюро города Бостона. 29-летний профессор изобрел аппарат для передачи звуков на некоторое расстояние при помощи звуков, то есть телефон.

За почти 140 лет аппарат, с большими помехами и искажениями передававший музыкальные звуки и отчасти человеческую речь, весьма изменился.

В России телефоны появились довольно скоро: уже в июле 1882 года в Москве были подключены первые 26 абонентов, получившие трехзначные телефонные номера. Удовольствие это было крайне дорогим.

На 250 рублей годовой абонентской платы можно было купить три роскошные хорьковые шубы!

Любопытно, что первыми телефонистами были мужчины, но оказалось, что они легко отвлекаются и часто ругаются между собой или даже с клиентами. Тогда в телефонные компании набрали «барышень» – молодых незамужних женщин 1825 лет. Работа была тяжелой и физически, и психологически. Лев Успенский в записках старого петербуржца записал: «Барышню можно было просить дать разговор поскорее. Барышню можно было выругать. С ней можно было – в поздние часы, когда соединений мало, – завести разговор по душам, даже флирт».

Хорошо налаженную к 1917 году связь оценил Ленин: он обозначил задачу занять телефон и телеграф и поместить штаб восстания у Центральной телефонной станции. В Кремле номер Ленина был простым: 001. В 1932 году, когда связь стала осуществляться автоматически, появились номера из буквы и пяти цифр. Буквы соответствовали определенной телефонной станции, например, «Г» – Арбатской, «Ж» – Таганской.

С середины 1960-х началась повальная телефонизация, но и тогда приходилось дожидаться своей очереди 15-20 лет – дольше, чем на квартиру. Житель Ульяновска рассказывал, что в 1970-х в квартире бабушки был телефон только потому, что с ней жила дочь – сотрудница городской телефонной станции. К ним частенько забегали соседи, просили разрешения позвонить. А его мать, поселившись с мужем в квартире его родителей, встала в очередь на телефон в 1973 году. Долгожданный «квиток» пришел только через 24 года. Но даже в 1997 году установка стоила больших денег – шесть миллионов рублей (конечно, речь идет не о «современных» миллионах)! Сейчас легко позвонить в любую точку мира. А даже в 1980-х годах, когда у многих в квартирах стояли телефоны, невозможно было взять и позвонить родственникам в другой город. Переговоры заказывали, всей семьей садились у телефона и ждали, когда позвонят со станции. Родных не всегда удавалось застать дома, они могли с кем-то разговаривать – и тогда все начиналось заново: заказ переговоров, ожидание… Не забудем про таксофоны на улицах и в общественных помещениях: в них разговоры стоили 2 копейки, а в 1991 году к ним изобрели жетоны. Умельцы просверливали дырочки в монетках и жетонах, подвешивая их на нитку, чтобы вытащить из аппарата после разговора. Знатоки изучали телефоны на предмет сбоя и выясняли, можно ли с них звонить бесплатно: иногда нужно было всего лишь аккуратно, до легкого щелчка, потянуть рычаг. В Ульяновске напротив пединститута и в здании автовокзала были аппараты, с которых звонили даже по «межгороду»!

Примерно в середине 1990-х годов появились и примерно за десять лет исчезли за ненадобностью пейджеры – устройства для передачи текстовых сообщений. Их вытеснили мобильные телефоны, которые в первые годы массового производства были настоящими предметами роскоши. В публичном месте их демонстративно доставали, в ресторанах и в гостях непременно клали на стол.

Часто вели себя буквально как в романе Виктора Пелевина «Generation P»: «Вынув дорогой сотовый телефон, он повертел его в руках и сделал совершенно ненужный звонок». А сколько их уже было с конца 1990-х годов – громоздких и изящных, раздвижных и раскладных… Для кого-то и мобильный телефон остается лишь средством связи, а для молодежи их телефоны – целый мир.

В них масса музыки, фильмов, книг.

Это фотоаппарат, диктофон, компьютер. Помню, несколько лет назад представителя одной из ведущих сотовых компаний спросили: «Какими вы видите телефоны будущего?». Он ответил: «Думаю, их будут вживлять в мозг при рождении!».

Анна Михайлова